Сегодня - 25.11.2020

Сибирские ученые провели археогеофизические исследования карстовой пещеры

17 ноября 2020

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН провели работы внутри карстовой пещеры Искра в Солонешенском районе Алтайского края. Им удалось «подготовить почву» для археологов и определить наиболее перспективный участок для дальнейших раскопок.

Искра — горизонтальная пещера, расположенная на правом берегу реки Ануй, давно привлекающая внимание археологов: первые раскопки здесь были проведены еще в 1993 году. Трехметровая толща отложений содержит остатки культур разных эпох. Из верхних слоев происходит коллекция средневековой керамики, а также эпох железа, развитой бронзы и энеолита (афанасьевская культура, III—II тысячелетие до н.э.). Нижние слои отнесены к финально-плейстоценовому времени и содержат артефакты позднего палеолита и остатки фауны животных (косули, горного козла или барана-архара, лисиц, лося и бобра).

При этом на трубчатых костях копытных имеются следы порезов и явные признаки искусственной фрагментации. Исследователи полагают, что палеолитические находки из пещеры Искра близки артефактам из поздних культурных отложений Денисовой и Каминной пещер. Их связывают с человеком современного типа, который жил на территории Алтая в эпоху позднего палеолита (28 000 — 21 000 лет назад).

Геофизические работы в пещере Искра

«Главной целью ноябрьских геофизических работ было изучение строения рыхлых отложений в глубокой части пещеры, не вскрытой раскопами, — рассказал заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Владимир Владимирович Оленченко. — С помощью геофизических методов мы определили толщину осадочного слоя — это позволит археологам запланировать места заложения новых раскопов».

Комплекс методов включал трехмерную электротомографию и георадиолокацию. По результатам зондирований сотрудники ИНГГ СО РАН построили карты и разрезы электрического сопротивления пород, а также георадиолокационные разрезы. По ним специалисты установили глубину залегания коренных пород, которая составила 1—1,4 м.

Геофизические данные были заверены бурением двух скважин, подтвердивших результаты интерпретации с точностью до 3—5 сантиметров. В образцах пород, поднятых в результате бурения, обнаружился осколок древней керамики — предположительно, афанасьевской культуры.

Как отмечает Владимир Оленченко, в следующем году по результатам геофизических исследований будет заложен археологический раскоп, где с большой долей вероятности найдут новые артефакты.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН