Сегодня - 23.09.2020

Сибирские ученые создали цифровые двойники керна

24 декабря 2019

Сотрудники Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН используют цифровые двойники керна, чтобы выяснить упругие свойства образцов горной породы. Применение такой технологии позволит ученым понять, как производить добычу нефти на том или ином месторождении без физических экспериментов.

«В нефтегазовой отрасли, после того как пробурена скважина, добывается керн и проводятся дорогостоящие, трудоемкие лабораторные исследования, чтобы определить параметры керна для нефтедобычи. Эти опыты проходят до полугода и оцениваются в десятки тысяч рублей. В ИВМиМГ СО РАН предложен математический подход, который позволяет сканировать образцы керна и с помощью виртуального эксперимента на суперкомпьютере проводить все необходимые вычисления за приемлемое время — примерно несколько часов. При этом используются параллельные программы, написанные в нашем институте», — рассказывает главный научный сотрудник лаборатории вычислительных задач геофизики ИВМиМГ СО РАН доктор физико-математических наук Галина Витальевна Решетова.

Создание цифровых двойников осуществляется следующим образом: привезенный геологами образец керна, добытый при нефтеразведке скважины, сначала проходит томографические исследования. После того как все его параметры измерены, геологи используют эту структуру при математическом моделировании лабораторных экспериментов с керном. Свойства образцов, которые можно получить с помощью цифровых двойников: пористость, проницаемость, упругие модули и так далее.

«Дело в том, что сейчас есть идея создания цифровых кернохранилищ. Обычные кернохранилища представляют собой здания, имеющие объемы огромных амбаров. А цифровые хранилища — это фактически маленький ноутбук, где имеется информация обо всех цифровых двойниках керна. Такие технологии позволяют одновременно многим пользователям работать с одними и теми же кернами, отпадает необходимость их транспортировать, а кроме того, они не разрушаются со временем», — отмечает исследовательница.