Сегодня - 15.11.2019

Сибирские учёные создают органические солнечные батарейки

17 октября 2019

Сотрудники Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН занимаются разработкой органических солнечных батареек на основе органических полимеров. Предполагается, что они будут более легкими, пластичными и дешевыми, чем неорганические аналоги.

«Преимущества органической электроники — это прежде всего свойства новых устройств: они становятся легкими, пластичными, прозрачными, тонкими и при этом энергоэффективными. А самое главное — их легко сделать. Например, солнечные органические батарейки можно изготавливать при помощи 3D-принтера, они могут стать частью вашей одежды, головных уборов», — рассказывает научный сотрудник лаборатории химии и физики свободных радикалов ИХКГ СО РАН кандидат химических наук Денис Сергеевич Баранов.

Солнечные батарейки на основе органики

Учёные синтезируют наиболее оптимальный органический полупроводник, очищают, наносят его раствор на подложку, а затем добавляют электрод. Готовую батарейку помещают под свет и изучают её характеристики. Уровень исследований в институте пока только фундаментальный, по словам учёных, коммерциализировать эти разработки не так просто.

«Необходимо увеличить КПД, то есть повысить эффективность органических батарей. Например, КПД неорганических, на основе кремния, составляет 20—23 %. В нашем случае получены солнечные батарейки с КПД пока только 8 %. К тому же органические полимеры чувствительны к воздействию воздуха. Нужно синтезировать новые полупроводники, которые бы не окислялись», — говорит Денис Баранов.

«Главные враги солнечной батареи — это воздух и вода. К тому же в органике всегда происходит деградация под действием света. С помощью применения разных молекулярных структур её свойствами можно управлять. Нам важно понять, почему она разрушается, как и что нужно сделать, чтобы этого избежать», — отмечает старший научный сотрудник лаборатории химии и физики свободных радикалов кандидат физико-математических наук Михаил Николаевич Уваров.

Фото Юлии Поздняковой