Сегодня - 04.12.2020

СО РАН предложило открыть в Новосибирске постоянное представительство CNRS

11 ноября 2011

Первоначальным обсуждением этой идеи завершились переговоры главного учёного секретаря Сибирского отделения РАН член-корреспондента РАН Николая Захаровича Ляхова и проректора Новосибирского госуниверситета член-корреспондента РАН Сергея Викторовича Нетёсова с французской делегацией, включавшей в себя представителей университетов Франции, посольства этой страны в России и Национального центра научных исследований (CNRS).

Сергей Нетёсов, Николай ЛяховОдин из участников делегации назвал ее цель «разведывательной» – изучение возможности открыть в Сибири франко-российский межуниверситетский центр, занятый обучением студентов и аспирантов, преимущественно в дистанционных (виртуальных) форматах, и Сибирское отделение видится главным научным партнёром этого проекта. Дав краткую характеристику исследовательским ресурсам СО РАН (9 научных центров, 4 академгородка, около 30.000 работников, из которых почти треть – научные сотрудники) Н.З.Ляхов заметил, что на сегодняшний день из европейских стран наивысшая интенсивность сотрудничества и научных обменов отмечается с Германией. Тем не менее, исследовательские центры Франции также являются историческими партнёрами Сибирского отделения РАН. «Химия твердого тела, - конкретизировал Н.З.Ляхов, - начала развиваться прежде всего в СССР и Франции, мы вместе продвигали это направление в мире».

Н.З.Ляхов выделил ряд основных направлений научного сотрудничества СО РАН и французских учёных: науки о жизни и основы биотехнологий, супервычисления, теплофизика, лазерная физика, аэродинамика, катализ. Среди успешно реализуемых научных начинаний  были названы франко-российско-белорусское объединение «Оптические и информационные технологии и нанотехнологии», работу которого со стороны России координирует директор Института лазерной физики СО РАН академик Сергей Николаевич Багаев, а также совместная каталитическая лаборатория в Лионе, многолетнее сотрудничество институтов СО РАН с Аэрокосмическим центром в Тулузе и университетом Гренобля. Тем не менее, считает Н.З.Ляхов, «всё равно мы не вернулись на позиции, утраченные после исчезновения СССР».

По словам главного учёного секретаря СО РАН, стороны «могут и должны от миграции вернуться к кооперации», делая ставку на «тонкие внутренние механизмы» взаимодействия между институтами, лабораториями и отдельными учёными. Для организационной же поддержки новых контактов Н.З.Ляхов высказал предложение открыть в Новосибирске постоянное представительство CNRS – «небольшой, для начала, офис с 2-3 сотрудниками». «CNRS – организация, исключительно родственная РАН, - подчеркнул он, - В Москве есть представительство CNRS,  но нам хотелось бы контактировать более тесно, в постоянном режиме. Мы готовы обсудить условия решения этого вопроса в любом месте, в любое время и на любом уровне».

www.COPAH.info

Для справки:

Национальный центр научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS) — ведущее научное учреждение Франции. Сайт  имеет только французскую версию.

CNRS является крупнейшим французским научно-исследовательским учреждением, объединяет государственные организации Франции, специализирующиеся в области прикладных и фундаментальных исследований, и координирует их деятельность на национальном уровне. Находится под административным надзором Министерства высшего образования и научных исследований (Ministère de l’Enseignement supérieur et de la Recherche). Относится к общественным научно-техническим учреждениям (établissement public à caractère scientifique et technologique EPST). Основан 19 октября 1939 года физиком Ж. Перреном.

В структуре НЦНИ 10 институтов, из них два национальных (Национальный институт астрономии и геофизики в Мёдоне, Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц в Париже), а также около 200 лабораторий.