Сегодня - 14.07.2020

ЦКП СКИФ планирует войти в Лигу европейских источников синхротронного излучения

29 мая 2020

Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» намерен войти в Лигу европейских источников синхротронного излучения (League of European Accelerator based-Photon Sources, LEAPS). Это необходимо для обмена технической информацией и опытом по строительству крупных исследовательских комплексов.

«В конце весны или начале лета мы планировали посетить европейские и азиатские синхротронные центры, чтобы на месте посмотреть конкретные технические решения, которые использовались при их строительстве. Из-за пандемии мы ищем другие пути, как взаимодействовать с людьми, которые имеют опыт в создании таких мощных комплексов. Здесь нам должна помочь Лига европейских источников синхротронного излучения. Мы ведем переговоры, чтобы попробовать войти в нее и получить доступ к необходимой информации», — рассказал руководитель проектного офиса ЦКП СКИФ заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН доктор физико-математических наук Евгений Борисович Левичев.

В LEAPS, которая объединяет источники СИ и лазеры на свободных электронах, входят крупнейшие синхротронные центры мира — MAX IV в Швеции, ESRF и SOLEIL во Франции, DESY в Германии, Diamond Light Source в Великобритании и т. д. Цель консорциума — поддерживать качество и результативность фундаментальных и прикладных исследований на объектах.

Также проектный офис ЦКП СКИФ ведет переговоры с европейской компанией Cosylab, которая открыла представительство в Сибири, в технопарке новосибирского Академгородка. Они разрабатывают программное обеспечение для управления крупными исследовательскими комплексами. Рассматриваются и другие возможности. «Мы надеемся, что современные технологии управления большими физическими комплексами “прорастут” в Сибири. Мы собираемся активно изучать опыт, технологии Cosylab и применять в проекте», — сказал Евгений Левичев.

Специалисты Центрального проектно-технологического института Росатома, генерального проектировщика, проводят на площадке строительства СКИФа геологические, экологические и сейсмические исследования. Половина работ по бурению скважин уже выполнена.

К работе над размещением ЦКП подключились представители областной власти и администрации наукограда Кольцово — на повестке стоят вопросы создания сопутствующей инфраструктуры, дорожных развязок, подключения к коммунальным сетям.

Генплан размещения объектов на площадке, по словам Евгения Левичева, практически согласован и должен быть утвержден в ближайшие дни. Сейчас специалисты проектного офиса совместно с экспертами обсуждают архитектурный облик зданий, которые бы гармонично вписались в среду.

Пресс-служба ФИЦ «Институт катализа им. Г. К Борескова СО РАН»