Сегодня - 16.12.2018

Ученые Академгородка предлагают помощь в развитии племенного животноводства

16 апреля 2018

В минувшую пятницу в ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» прошло рабочее совещание «Современные интенсивные пути развития племенного животноводства на основе геномно-эмбриональных технологий». Помимо ученых в нем приняли участие представители полпредства президента РФ по Сибирскому федеральному округу, министерства сельского хозяйства НСО, а также руководители крупнейших животноводческих хозяйств ряда регионов Западной Сибири.

Сегодня в сфере разведения крупного рогатого скота сложилась непростая ситуация. Об этом говорят даже простые статистические показатели: среднегодовой уровень надоев от одной коровы в России в два раза ниже, чем в Голландии и Германии и почти в три раза уступает американским и канадским показателям.

— Для развития животноводства нашим хозяйствам сегодня надо решить три задачи, — отметил академик Николай Александрович Колчанов. — Необходимо обеспечить здоровье поголовья, организовать снабжение современными качественными кормами и преодолеть низкую племенную ценность коров.

Традиционные для нашей страны методы создания племенного ядра в поголовье хозяйства занимают порядка 15—20 лет. Очевидно, что столь долговременные вложения для экономики большинства животноводческих комплексов в современных условиях хронического дефицита оборотных средств становятся непосильной ношей.

На помощь аграриям готова прийти наука. Современная мировая селекционная работа с крупным рогатым скотом базируется на трех методах. Первый — вся эта деятельность ведется на основе национального племенного индекса (объединяющего наиболее ценные качества животного), что позволяет сделать отбор более целенаправленным. Второй — геномное тестирование телят, которое заметно сокращает временные затраты: чтобы понять, годится ли конкретное животное для дальнейшей работы, не надо ждать, пока оно вырастет. Наконец, третий — введение в селекцию современных репродуктивных технологий, в частности экстракорпорального осеменения in vitro, что позволяет получить большое количество телят от одного элитного производителя в сжатые сроки.

В совокупности перечисленные методы дают хозяйству возможность обзавестись своим племенным стадом, не уступающим мировым стандартам, в относительно сжатые сроки. Это утверждение уже проверено на практике, в чем смогли убедиться участники совещания: первая половина дня была посвящена визиту в Селекционный центр ОАО «Ваганово» (Кемеровская область). На протяжении нескольких последних лет его сотрудники в союзе с учеными ИЦиГ СО РАН вели направленную работу.

— Сегодня мы используем эмбрионы самых высокопродуктивных американских и канадских животных с генетическим потенциалом в 14—16 и 16—18 тонн молока, — рассказал заведующий центром прикладных биотехнологий ИЦИГ СО РАН Илья Васильевич Лукьянов. — Для проведения селекционно-генетических работ мы располагаем животными с потенциалом 20—22 тонны молока. От них мы намерены получить матерей, производящих элитных племенных быков.

В течение дня ученые не только подробно рассказали о возможностях геномно-эмбриональных технологий (давно взятых на вооружение западными селекционерами), но и показали первые результаты применения их на практике в животноводческом комплексе. Теперь новосибирские генетики готовы транслировать опыт и другим крупным хозяйствам Западной Сибири.

Пресс-служба ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН»