Сегодня - 22.09.2020

Ученые ИНГГ СО РАН помогли археологам

24 марта 2020

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН более 20 лет сотрудничают с коллегами из Института археологии и этнографии СО РАН. В минувшем полевом сезоне геофизики и археологи вместе работали в Карасукском районе Новосибирской области.

Ученые провели наземную магнитную съемку курганного памятника Новая Курья 1, обработали данные и построили карты магнитного поля и его градиента. Все это позволило получить детальные сведения о структуре курганов и обнаружить в пространстве между ними новые курганы и погребения. Впоследствии на большей территории, включающей и участок наземной съемки, была выполнена низковысотная магнитная съемка с помощью беспилотного летательного аппарата ГЕОСКАН-41.

По словам аспиранта лаборатории естественных геофизических полей ИНГГ СО РАН Николая Денисовича Евменова, археологические памятники — погребения, котлованы жилищ, а также объекты данного исследования, курганы — обладают повышенными значениями магнитной восприимчивости. Эти значения создают на поверхности Земли аномалии в магнитном поле, которые могут быть обнаружены при проведении магнитной съемки. Прежде всего, это объясняется тем, что внутрь ям при их устройстве попадает более магнитный почвенный слой. Также повышенные значения магнитной восприимчивости характерны для древних кострищ, сооружений из обожженной глины и скоплений керамической посуды.

С помощью магнитного метода сотрудники ИНГГ СО РАН подробно изучили строение наблюдаемых в рельефе курганов и межкурганное пространство. Ученые провели наземную магнитную съемку  — ее общая площадь составила более 22000 м². Для получения данных Николай Евменов использовал специальное оборудование — цезиевый магнитометр-градиентометр.

Также ученые проанализировали данные низковысотной аэромагнитной съемки, сделанной с помощью беспилотника ГЕОСКАН-41. По словам Николая Евменова, этот метод оказался очень эффективным для поиска и изучения курганов размером более 10 м в диаметре. В дальнейшем с его помощью можно будет в короткие сроки обследовать большие площади, выявлять курганные комплексы и определять их границы, в том числе на территориях, сложных для проведения наземной съемки.

Надо отметить, что ранее известная часть могильника Новая Курья была представлена только восемью округлыми курганами диаметром от 20 до 35 м и высотой от 0,2 до 0,8 м. Хотя они сильно распаханы, их можно заметить на местности невооруженным глазом. После проведения геофизических исследований ученые обнаружили еще пять распаханных курганов, не выделяющихся в рельефе, и пять погребений, расположенных вне курганов. Полученные карты аномального магнитного поля позволили получить детальные сведения о структуре каждого из курганов, размерах рвов, наличии погребений в пределах курганного и межкурганного пространств.

Наибольший интерес специалистов вызвал курган № 5. Этот надмогильный комплекс диаметром 25 метров отличался необычной формой рва, имеющего, скорее, квадратные, чем круглые очертания. Геофизиков заинтересовало то, что курган обладает общим повышением аномального магнитного поля как в области центра, так и в области рвов. Нетипичная структура кургана № 5 по сравнению с остальными комплексами могильника, отразившаяся в магнитограмме, побудила археологов провести раскопки этого сооружения.

Результаты показали, что центральное погребение было разграблено еще в древности — треть его объема занимает шурф, сделанный злоумышленниками. Тем не менее, ученым удалось обнаружить останки человека и лошади, а также бронзовую пластину — основу налобного украшения лошади (султанчика) — и обломок бронзового гвоздика. Второе погребение, как и предполагалось, оказалось ненарушенным — в нем был найден полный скелет человека и треугольная бронзовая подвеска. Тип погребального обряда и предметы позволили определить принадлежность кургана к Тюркскому времени эпохи Средневековья (VIII—IX вв.).

В будущем ученые ИНГГ СО РАН планируют продолжить работы в этом районе и других местах, представляющих интерес для археологов.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН