Сегодня - 25.03.2019

Ученые исследуют генетическое разнообразие народов Сибири

14 марта 2019

На протяжении десятилетий специалисты ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» самостоятельно и в составе международных научных коллективов изучают генетическое разнообразие народов Сибири. Последние результаты, касающиеся народов самодийской группы опубликованы в журнале American Journal of Human Biology.

Самодийские языки относятся к уральской языковой семье и делятся, в свою очередь, на две ветви. К народам северной ветви относятся ненцы, энцы, а также нганасаны, живущие на полуострове Таймыр. Южная представлена селькупами, ареал которых доходит до Южной Сибири. Образ жизни этих народов (несмотря на языковую общность) разный: одни занимаются оленеводством, другие — преимущественно охотники и рыболовы. Как показали последние исследования, генетические корни у них тоже разные.

В своей работе ученые применили новый подход, когда изучению подвергалась не только митохондриальная ДНК, но и аутосомные маркеры однонуклеотидного полиморфизма (SNP). В исследовании было задействовано большое число образцов ДНК из 27 современных популяций и из 6 древних популяций (археологические культуры Сибири). Все это позволило воссоздать более полную картину взаимодействия этносов при заселении ими территории Сибири.

Надо отметить, что в этом процессе в разные эпохи участвовали самые разные этнические группы. Если говорить о современных народах, то, к примеру, буряты генетически близки к монголам, телеуты — к тюркоязычным популяциям Центральной Азии, ханты — к селькупам, а нганасаны формируют отдельный кластер, близкий к эвенкам, юкагирам и корякам.

В целом, отмечают ученые, для сибирских этносов характерно высокое генетическое разнообразие, что можно объяснить, в том числе, эндогамией и дрейфом генов, возникающих в небольших изолированных популяциях. В результате, некоторые народы Сибири (нганасаны, эвенки, юкагиры и коряки), по-видимому, не испытали в своей истории заметного смешения с другими сибирскими популяциями. Другие же, напротив, хранят следы множественных смешений, чаще всего с предками нганасан или эвенков.
Проведенное исследование помогает решить вопрос о происхождении современных самодийских народов, уточняя гипотезу о том, что они являются потомками коренных палеолитических популяций, которые были ассимилированы древними самодийскими племенами, пришедшими из Южной Сибири в середине первого тысячелетия н.э.

«Нганасаны, вероятно, являются прямыми потомками палеолитической популяции охотников на диких северных оленей, жившей на территории Таймыра уже несколько тысячелетий, которая затем была ассимилирована пришлыми самодийцами», — отмечает заведующая лабораторией популяционной этногенетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Людмила Павловна Осипова. — Их язык и материальная культура предполагают также доисторические контакты с популяциями тунгусов и юкагир.

Тундровые и лесные ненцы — потомки того же аборигенного племени, от которого происходят нганасаны, плюс значительный генетический вклад внесли самодийские племена. А вот у селькупов несколько другая генетическая история, они хранят в своём генофонде существенную долю южных самодийских племен.

Полученные результаты имеют значение не только для изучения истории заселения Сибири человеком. Генетическое родство подразумевает и наличие генетических особенностей, возникающих у популяции в ходе адаптации к условиям проживания. В случае с Сибирью речь идет о достаточно экстремальных природно-климатических условиях, в которых, тем не менее, в настоящее время проживают миллионы людей.

Вполне естественно, что по мере освоения этих огромных и нужных экономике страны территорий, все больше интереса вызывает опыт этносов, за тысячелетия приспособившихся к проживанию на них. Эта адаптация нашла отражение не только в обычаях и традициях этих народов, но и в их генофонде. Понимание этнической истории заселения Сибири позволяет лучше определять участки генома, ставшие адаптационным ответом популяции на вызовы окружающего мира. Авторы исследования нашли в геномах популяций Сибири множественные адаптации к низким температурам, сезонным колебаниям освещенности и ограниченным ресурсам пищи. Теперь эти находки стали материалом для дальнейших научных исследований.

Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ