Сегодня - 26.09.2020

Ученые определили, в каких районах Горного Алтая возможны наиболее сильные землетрясения

29 июня 2020

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН совместно с учеными Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (Москва) и Института археологии и этнографии СО РАН, провели палеосейсмологические и археосейсмологические исследования, которые позволили выделить в пределах Горного Алтая три зоны концентрации древних и исторических землетрясений. Эти территории связаны с Курайской зоной разломов, Катунским и Южно-Теректинским разломами. Результаты работ опубликованы в журнале Quaternary Science Reviews

Сейчас на прилегающих к ним территориях Горного Алтая происходят землетрясения магнитудой не более 5 баллов. Однако полученные учеными ИНГГ СО РАН данные говорят в пользу того, что с этими разломами в недалеком геологическом прошлом были связаны куда более сильные землетрясения. Горообразовательные процессы в Горном Алтае начались в палеоцене (около 60 млн лет назад), а их пик пришелся на четвертичный период, который начался 2,6 млн лет назад и продолжается до сих пор. Поэтому Горный Алтай относится к территориям с повышенной степенью сейсмической опасности, которая определяется как наличием собственных, генерирующих сильные землетрясения, активных структур, так и сейсмогенерирующих разломов в смежных районах Рудного, Монгольского и Китайского Алтая.

На картах последнего варианта сейсмического районирования территории Российской Федерации в пределах юго-восточной и центральной частей Горного Алтая показаны разломы, с которыми могут быть связаны землетрясения с магнитудами 7,0—7,5. Возможная интенсивность землетрясений в этих районах оценена в 8—9 баллов. Эти предположения базируются на данных сейсмических каталогов, которые содержат информацию о землетрясениях в Горном Алтае только за последние 150 лет. Однако за это время в регионе было зарегистрировано всего одно землетрясение с такими параметрами — оно произошло 27 сентября 2003 года. Поэтому проектировщики и строители энергетических и иных инфраструктурных объектов требуют от сейсмологов данные о сильной сейсмической активности за последние 10—15 тысяч лет.

В результате масштабных палеосейсмологических и археосейсмологических исследований ученых ИНГГ СО РАН, ИМЗ РАН, ИАЭТ СО РАН были существенно расширены и структурированы представления о палеосейсмичности юго-восточной и центральной частей Горного Алтая. В частности, установлено, что Курайская зона разломов способна порождать землетрясения с магнитудами до 7,6, а два последних сейсмических события произошли здесь в VII—VIII веках и около 300 лет назад.

Кроме того, специалисты выяснили, что с южной частью Катунского разлома связана очаговая зона палеоземлетрясения возрастом моложе 12,5 тысяч лет. Его магнитуда оценена в интервале 7,2—7,6, а интенсивность — в 10—11 баллов). С северной частью этого разлома ассоциировано землетрясение интенсивностью 5—6 баллов, которое произошло в период с III века до нашей эры по начало I века нашей эры. В зоне Южно-Теректинского разлома сильные землетрясения произошли около 14 тыс. лет назад, и в VII—VIII веках. Их магнитуды превышали 7, а интенсивность достигала 9—10 баллов.

Выявленные сейсмогенерирующие структуры расположены вдоль бурно развивающихся туристических кластеров Горного Алтая в его Майминском, Чемальском, Онгудайском, Кош-Агачском и Усть-Коксинском административных районах. Поэтому полученные результаты должны быть учтены при проектировании и строительстве различных объектов, в том числе, туристических и энергетических, а также при уточнении карт сейсмического районирования территории РФ.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 18-05-00389‑а.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН