Сегодня - 27.10.2020

Ученые помогают хозяйствам выявлять проблемы со здоровьем у коров

29 сентября 2020

Исследователи из Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН занимаются мониторингом показателей коровьего молока, которые могут сигнализировать о болезнях или неправильном кормлении животных.

Здесь работают только с племенными хозяйствами, то есть такими, которые, помимо прочего, имеют право выставлять скот на продажу. По содержанию жира и белка в молоке селекционер может судить о здоровье скота и сбалансированности питания. «Мы используем приборы болгарского производства, которые позволяют нам отслеживать несколько показателей: жирность, соль, содержание белка и лактозы, плотность, температуру, точку замерзания, pH, проводимость. Важно знать в первую очередь жирность и содержание белка: их соотношение должно быть в определенной пропорции — 1/2 и 1/5. Диспропорция — это предиктор проблем с кормлением и здоровьем коровы. Поэтому когда мы проводим эти исследования, то отправляем все наши протоколы в хозяйства», — рассказывает заведующая лабораторией биотехнологий СФНЦА РАН доктор биологических наук Галина Моисеевна Гончаренко.

Анализ молока

Еще одна установка используется для оценки количества соматических клеток в молоке. Жидкость загружается в специальные кассеты и прогоняется через прибор. «Соматические клетки (эпителий) присутствуют в любом молоке, их количество должно быть оптимальным. Когда оно превышает норму, это говорит о нездоровье коровы, проблемах с выменем. Если корова болеет, то там будут и грибки, и дрожжи, и другие патогены. Устройство позволяет дифференцировать клетки: нормальные или вредоносные. Тогда мы отправляем результаты заказчику, и он принимает меры, это может быть связано с кормлением, с маститом», — добавляет Галина Моисеевна.

Селекционный контроль качества молока сейчас стал обязательным тестом. Когда продают животных, покупатель должен знать, здоровы ли они. Раз в декаду каждая корова проходит контроль. «Селекционер получает эти результаты и видит, хорошее молоко или плохое. Отклонения, как правило, бывают по жирности, но это может быть обусловлено недавним отелом. Нормальная жирность молока — 3,6—3,8 %, а содержание белка — 3,2 %», — говорит Галина Гончаренко.

Фото Юлии Поздняковой