Сегодня - 14.11.2018

Ученые разработали новые лекарства против болезней крупного рогатого скота

04 декабря 2015

Созданные в Институте экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока препараты намного эффективнее помогают при серьезных заболеваниях коров и дешевле зарубежных средств.

Ученые уже протестировали целый ряд наименований. Так, «Мастигом» предназначен для лечения мастита (воспаления молочной железы) у коров. При акушерско-гинекологических заболеваниях помогает «Оваринин»  — в зависимости от недуга, это лекарство имеет эффективность не менее 80, а в некоторых случаях — до 100%. Еще одна разработка под названием «Керавит» используется в борьбе с кератоконъюнктивитом — инфекционной болезнью, характеризующейся слезотечением, помутнением роговицы и слепотой.

По словам директора Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока доктора ветеринарных наук Николая Александровича Донченко, сделавшего доклад на Общем собрании СО РАН, посвященном фармацевтике, специалистам удалось создать препараты, которые действуют на микроорганизмы не менее эффективно, чем существующие антибактериальные средства, а также не оставляют опасных веществ в мясной и молочной продукции. Кроме того, при производстве новых лекарств используется отечественное сырье и технологии, что обеспечивает им конкурентоспособную цену.

Николай Донченко

Николай Александрович отметил, что среди основных направлений поиска антибиотикозамещения — цеолиты, пробиотики, бактериофаги и препараты, содержащие сверхмалые дозы лекарственных веществ, высокоэффективных в отношении патогенных микроорганизмов, не дают токсических эффектов и не накапливаются при длительном применении. А значит — не нужно ждать несколько дней, пока из организма животного выйдут остатки терапевтических средств, и можно будет заготовить мясо или молоко. Также эти разработки позволяют быстрее вылечить больной скот.

Сейчас в животноводстве используют более 200 антимикробных препаратов — не только для терапии и профилактики инфекционных болезней, но и как стимулятор роста скота. Однако применение подобных веществ имеет серьезные ограничения — в частности, ужесточаются нормы содержания остаточного количества лекарств в мясе и молоке. Дополнительные сложности создает и то, что вредные организмы становятся устойчивыми к существующим препаратам. Разработкой новых эффективных медикаментов и занимаются в Институте экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока.

— Отечественная ветеринарная фармакология и биотехнология имеет достаточно научно-обоснованных разработок, лекарственных средств и методов, способных заменить антибактериальные препараты, — говорит Николай Александрович Донченко. — Применение наших идей позволяет получать экологически безопасную продукцию животного происхождения и снизить затраты на актуальные государственные задачи обеспечения продовольственной безопасности.

Фото Елены Трухиной