Сегодня - 09.07.2020

Ученые выявили гены, связанные с хронической мышечно-скелетной болью

26 июня 2020

Новосибирские исследователи совместно с зарубежными коллегами предложили нестандартный подход к изучению генетических основ хронической боли.

Ученые из лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» и лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики факультета естественных наук Новосибирского государственного университета совместно с зарубежными коллегами предложили нестандартный подход к изучению генетических основ хронической боли. Они предложили объединить несколько типов хронической боли — в данном случае боль в спине, колене, бедре и шее/плечах — и выделить так называемый «генетически независимый фенотип». Результаты работы опубликованы в журнале Communications Biology

«Мы разработали новый подход, который позволяет извлекать так называемую общую генетическую компоненту нескольких признаков. Такая стратегия не только помогает увеличить мощность анализа, но и позволяет преодолеть гетерогенность анализируемого признака. Метод применим для широкого класса признаков и заболеваний, у которых есть что-то генетически общее», — рассказал старший научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, ведущий научный сотрудник кафедры цитологии и генетики ФЕН НГУ кандидат биологических наук Яков Александрович Цепилов.

В результате работы учеными было выявлено пять генетических локусов, влияющих на риск развития хронических болевых синдромов, и идентифицированы гены, с наибольшей вероятностью связанные с изучаемыми патологиями. В частности, такими генами оказались GDF5 и ECM1. Закодированные в них белки принимают участие в развитии костей, хряща и суставов. Обнаружение этих генов объясняется тем, что в анализ были включены разновидности хронической скелетно-мышечной боли. Неожиданной находкой стал ген FOXP2, необходимый для развития зон мозга, ответственных за речь. Мутации этого гена связаны с логопедическими нарушениями и речевыми расстройствами. Как именно FOXP2 влияет на возникновение хронической боли еще предстоит узнать.

Помимо обнаружения генов, ученые также показали взаимосвязь на генном уровне между хронической скелетно-мышечной болью и различными заболеваниями, а также рядом антропометрических, социодемографических и психологических признаков (остеоартрит, избыточная масса тела, курение, депрессия, нейротизм, количество детей, продолжительность сна и др.). Эти результаты соответствуют биопсихосоциальной модели боли, рассматривающей боль как результат сложного и динамичного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.

Пресс-служба НГУ