Сегодня - 19.04.2021

В ИНГГ СО РАН исследуют камчатский вулкан, который извергся впервые за 600 лет

31 марта 2021

Лаборант лаборатории сейсмической томографии ИНГГ СО РАН Надежда Беловежец изучает Вулкан Камбальный, расположенный на Южной Камчатке — самый южный вулкан региона. Долгое время он считался неактивным, однако в марте 2017 года неожиданно проснулся и выбросил большое количество пепла, который ветер отнес в сторону Тихого океана. Это могло создать опасность для пролетающих по воздушным трассам самолетов.

Чтобы изучить строение магматической системы под проснувшимся вулканом Камбальный, в 2018 году ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН и Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН установили сеть сейсмостанций. Теперь новосибирские геофизики обрабатывают полученные данные.

«С помощью метода сейсмической томографии на окружающем шуме мы можем исследовать строение Земли на совершенно разных глубинах, — говорит лаборант лаборатории сейсмической томографии ИНГГ СО РАН Надежда Николаевна Беловежец. — Несомненный плюс этого метода состоит в том, что нам не нужно ждать, пока случатся необходимые для традиционной сейсмической томографии землетрясения — всю информацию о строении недр “несет” в себе сейсмический шум».

Обрабатывая его, ученые получают групповые скорости поверхностных волн на различной частоте, формируя так называемую дисперсионную кривую. На ее основе специалисты могут провести томографическую инверсию и построить карты скоростей, что позволяет судить о строении изучаемого объекта.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН