Сегодня - 14.12.2019

В ИНГГ СО РАН изучают ископаемые организмы, жившие в Якутии миллионы лет назад

30 апреля 2019

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН собирают палеонтологический материал в отдаленных районах Якутии. Изучая этот материал, специалисты делают выводы о том, в каких условиях существовали древние морские организмы.

В прошлом полевом сезоне экспедиция, возглавляемая научным сотрудником лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Владимиром Игоревичем Роговым, провела комплексные исследования в Якутии, на юго-западе от дельты Лены. Ученые ИНГГ СО РАН сплавились по реке Хорбусуонке — это правый приток реки Оленек — на протяжении 60 километров, останавливаясь в ключевых точках маршрута, чтобы отобрать представительные и информативные образцы горных пород В группу вошли специалисты в области нескольких наук о Земле — палеонтологи, стратиграфы, геохимики, литологи и петрографы. Таким образом, экспедиция получилась комплексной: сотрудники института отбирали не только остатки древних организмов, но также изучали вулканические образования и проводили литолого-стратиграфические и геохимические исследования.

«В районе реки Хорбусуонки находятся уникальные докембрийские геологические разрезы, которые являются одними из ключевых для вендского периода Сибири, — говорит Владимир Рогов. — Они практически не зарастают мхами и отличаются прекрасной обнаженностью пород. Так, в изучаемой нами хатыспытской свите обнаружено местонахождение ископаемых эдиакарских организмов с уникальной сохранностью мягких тканей, что представляет собой редкий случай фоссилизации этих существ в карбонатных породах».

Верхи хатыспытской свиты. Фото предоставлено Владимиром Роговым

Породы, которые исследовали ученые, образовались более 500 миллионов лет назад — во время эдиакария и начала кембрия. Сотрудники ИНГГ СО РАН намерены выяснить, какие экологические и биологические перестройки происходили на Земле в то время.

Изучая эталонные разрезы, специалисты нацелены сразу на несколько фундаментальных научных задач. Кроме решения фундаментальных проблем изучения и освоения российского сектора Арктики, исследователи пытаются установить закономерности формирования осадочных бассейнов, совершенствовать периодизацию истории Земли и разобраться в эволюции органического мира на самом крупном в истории биосферы рубеже.

Дело в том, что на границе венда и кембрия произошла замена менее продуктивных прокариотических первичных продуцентов на более эффективные, эукариотические, был запущен механизм биоперемешивания осадка роющими животными, появился зоопланктон и фитопланктон, и все это должно было отразиться на составе захороненного органического вещества, круговороте углерода и других элементов, окислительно-восстановительных обстановках, балансе и перераспределении осадка в бассейне. Без учета биологического фактора геологические построения могут оказаться неполноценными и даже ошибочными.

Сейчас отобранные на реке Хорбусуонке материалы находятся в лабораториях ИНГГ СО РАН — ученые скрупулезно работают с образцами, применяя различные новейшие методы. В частности, методику нежного препарирования, которая позволяет бережно отделять раковинные организмы от фрагментов породы. Для этого специалисты помещают образец в буферный раствор уксусной кислоты, благодаря чему раковины медленно отделяются от породы. Иногда на этот процесс уходит несколько лет. Как только ископаемые останки полностью подготавливаются к исследованию, сотрудники Института изучают их под микроскопом. Кроме этого, в лабораторных условиях проводилось изучение зависимости состава биомаркеров захороненного органического вещества от условий и обстановок осадконакопления.

Владимир Рогов не исключает, что в 2019 году у него и его коллег будет возможность провести еще одну экспедицию на эти разрезы. В этом случае сотрудники лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия объединятся с коллегами из лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН и специалистами  ГГФ НГУ.

Исследования проводились при поддержке грантов National Geographic (NGS-372R-18), РФФИ (18-05-70110) и РНФ (17-17-01241).

Пресс-служба ИНГГ СО РАН