Сегодня - 21.01.2020

В ИЯФ СО РАН создали чистую комнату для сборки элементов термоядерного реактора

27 декабря 2019

В Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН завершилось создание сверхчистого помещения для сборки, монтажа и тестирования диагностических порт-плагов для экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor).

Международный экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР будет включать в себя множество элементов, в том числе – различные системы диагностики, которые позволят контролировать параметры плазмы во время работы реактора. Все эти системы необходимо собрать в специальные модули — порт-плаги, которые в дальнейшем будут размещены по всему периметру установки. Эти огромные конструкции весом около 45 тонн будут защищать оборудование от потока нейтронов и снижать радиационный фон в зонах, где будут работать специалисты.

Порт-плаги будут состоять из тысяч таких керамических кубиков

Температура плазмы в термоядерном реакторе составит 100 000 000 градусов, к тому же плазма будет излучать нейтроны. Порт-плаги будут состоять из керамических кубиков на основе карбида бора. Только он способен поглотить нейтроны и выдержать такие высокие температуры. «Была проведена колоссальная научно-исследовательская работа, которая доказала, что такая защита годится для ИТЭР. Никто в мире не смог это доказать, кроме ИЯФ. Это разработка Новосибирского завода “НЭВЗ-Керамикс”. Стоимость одного кубика сто долларов, таких деталей понадобятся десятки тысяч» — рассказывает советник дирекции ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Александр Владимирович Бурдаков.

ИЯФ СО РАН отвечает за изготовление четырех порт-плагов.   Для приема оборудования, сборки и тестирования необходимо помещение с особыми условиями, главное из которых — сверхвысокая чистота воздуха.

«Наша чистая комната сделана в строгом соответствии с российскими и французскими стандартами для помещений, предназначенных для сборки ядерных устройств, работающих в вакууме. Требуется стабильная температура и уровень влажности, содержание пыли с размером частиц больше 5 мкм не должно превышать 3000 частиц/см3. Такие условия поддерживаются с помощью специальной системы вентиляции и фильтрации, кроме того, специальные отделочные материалы — наливной пол и специальные панели на стенах — легко моются и не притягивают пыль», — поясняет Александр Бурдаков.

Запуск реактора и получение на нем первой плазмы запланированы на 2025 год, и ученым предстоит работать в напряженном графике, чтобы успеть изготовить первый порт-плаг.

Фото Марии Фёдоровой