Сегодня - 16.09.2019

В новосибирском Академгородке будет создан новый институт СО РАН

09 июля 2010

Академик Валентин ВласовПрезидиум Сибирского отделения РАН принял решение о создании в Новосибирском научном центре Института клеточной и молекулярной биологии на базе одноименного отдела Института химической биологии  и фундаментальной медицины.

Отделом руководит академик Игорь Федорович Жимулёв. Его коллектив составляет более 100 сотрудников, среди которых 13 докторов и 35 кандидатов наук, много аспирантов и студентов. За последние 5 лет  ими опубликованы 122 статьи с суммарным импакт-фактором 420 единиц, из них 12 публикаций  имеют импакт-фактор свыше 6 единиц (33% от этого показателя среди всех биологов СО РАН), в том числе статьи в таких авторитетных журналах, как Cell, Science, Nature, PNAS, Genome Research, Genes and Development. Среди 16 ведущих сотрудников отдела четверо имеют индекс цитирования свыше 1000, один – свыше 3000. Научный коллектив академика И.Ф.Жимулёва поддерживает  постоянные связи с коллегами из Кембриджского (Великобритания) и Корнельского (США) университетов, Музеем истории природы (Франция), Институтом генетики человека (Германия), Амстердамским институтом рака и другими международными исследовательскими центрами.

В структуре коллектива – 8 лабораторий и отдельная группа геномики, при отделе уже созданы секция ученого совета, совет научной молодежи, получена лицензия на обучение в аспирантуре,  поданы документы на создание совета  по защите диссертаций (специальности "молекулярная генетика" и "клеточная биология"), начато создание административно-управленческого аппарата будущего института  (заместители, бухгалтерия, снабжение, кадры, ученые секретари). При участии этого сообщества в Новосибирском университете организован  и работает научно-образовательный центр “Физико-химическая, молекулярная и клеточная биология” (НОЦ “ФХМКБ”).

Выступая на заседании Президиума СО РАН его Председатель академик Александр Леонидович Асеев отметил, что "направление, в русле которого будет работать институт, находится на острие развития науки". "Вопрос о его создании предварительно обсуждался с руководством Российской академии наук и на бюро Президиума СО РАН", - уточнил он. Руководитель Объединенного ученого совета (ОУС) СО РАН по биологическим наукам и Института химической биологии и фундаментальной медицины академик Валентин Викторович Власов отметил, что решение о создании нового института предварительно поддержано ученым советом и кратко определил его профиль как "создание технологий по управлению клетками и переноса хромосом".

Членами Президиума СО РАН отмечалось, что решение о создании нового института принимается в трудное для всей Российской академии время. По этому поводу академик А.Л.Асеев и председатель ОУС по гуманитарным наукам академик Анатолий Пантелеевич Деревянко напомнили, что в трагическом 1918 году было создано Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана), а на востоке страны тогда же  документы об основании  Иркутского университета подписал адмирал А.В.Колчак. При обсуждении организационно-технических моментов  директор Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева член-корреспондент РАН Николай Петрович Похиленко обозначил главным приоритетом развитие всего научного сообщества. "Мы делаем общее дело для всего Сибирского отделения и должны решать все вопросы, исходя из общих научных интересов", - сказал геолог.

Президиум также принял решение о создании в Кемеровском научном центре СО РАН филиала института вычислительных технологий. Он объединит  специалистов по вычислениям и информатике из институтов КНЦ и станет для них единым центром исследований и работ по этому направлению.

Подробное интервью академика И.Ф.Жимулёва о причинах создания Института клеточной и молекулярной биологии СО РАН и основных направлениях его работы размещено здесь.