Сегодня - 23.10.2017

В ЦСБС СО РАН появились «зелёные хищники»

14 июля 2017

Если вы мечтаете о домашнем любимце, а мама/жена/другой домашний любимец не разрешают вам его завести, пора подумать о плотоядном растении — тоже вполне себе питомец! Например, саррацения белолистная. Летом она станет ловить мух и мышей, а долгими зимними вечерами вы будете заботливо укладывать в её алчущие кувшинчики корм для рыб. Учёные Центрального сибирского ботанического сада СО РАН так и сделали.

«Плотоядные растения или растения-хищники — это растения, которые обитают на бедных почвах (например, болотах) и сталкиваются с такой проблемой как нехватка питательных веществ. Поедая насекомых или другие мелкие организмы, они восполняют эту нехватку», — рассказывает научный сотрудник лаборатории биотехнологии ЦСБС СО РАН кандидат биологических наук Анна Алексеевна Эрст.

Саррацения белолистная

Саррацения белолистная ( Sarracenia leucophylla) — типичный представитель плотоядных растений. Однако в отличие от той же росянки, которая имеет специализированные механизмы захвата насекомых, она относится к так называемым пассивным хищникам. Привлекает жертву приятным ароматом — и та падает в ловчий кувшинчик. С внутренней стороны его «стенки» обволакивает слизь, к тому же там растут направленные вниз волоски. Насекомое, туда попавшее, выбраться обратно уже не может. Саррацения белолистная является одним из самых больших плотоядных растений. Во взрослом состоянии длина её листов может достигать метра, а диаметр воронки составляет около восьми сантиметров. Поэтому в кувшинчиках зрелой особи можно найти не только насекомых, но и лягушек, и мелких грызунов.

Саррацения белолистная

Саррацения обитает в Северной Америке, однако недавно её завели в ЦСБС СО РАН. «Нашим растениям сейчас около года. Получены они методом in vitro. Мы брали семена, помещали их в специализированные питательные среды, которые содержат особые стимуляторы роста, способствующие развитию побегов. Таким образом из одного семени за один месяц мы получили целый конгломерат побегов, — говорит исследовательница. — В отличие от обычных способов размножения эта технология позволяет создавать очень большое количество материала за короткий период времени. Примерно за год из одного семени можно вывести 200 тысяч растений, поэтому  технология in vitro очень хорошо подходит для культивирования редких и исчезающих видов». В коллекции ЦСБС СО РАН представлен и другой вид «зелёных хищников»  —  дарлингтония калифорнийская или плотоядная кобра. В настоящее время изъятие её из природы запрещено. Методами in vitro её размножают и поддерживают в ботанических садах.

Дарлингтония калифорнийская

Учёные отмечают, что саррацения белолистная прекрасно подходит для домашнего цветоводства. Летом её можно вынести на балкон, и там она будет самостоятельно добывать себе пропитание. В менее сытные времена года хищница удовлетворится кормом для аквариумных рыбок — его аккуратно закладывают в кувшинчики пинцетом. Для выращивания в открытом грунте в Сибири саррацения белолистная не подойдёт — слишком теплолюбивая, но исследователи предлагают использовать её для борьбы с вредителями в теплице.

Пока плотоядные растения, имеющиеся в ЦСБС СО РАН, слишком маленькие, чтобы общаться с посетителями — коллекция только начала создаваться. Однако учёные обещают, что через несколько лет представят её гостям (главное, чтобы те соблюдали правила безопасности).

Фото Дианы Хомяковой