Сегодня - 22.11.2019

Задайте вопрос учёному

В этом разделе вы можете задать вопросы, относящиеся к любому научному направлению: будь то археология или ядерная физика. Задавая вопрос, вы можете обозначить, ученому какой специальности он адресован. Если вы не определились с адресатом, мы найдем для ответа на ваш вопрос компетентного эксперта. Ответ будет опубликован на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что не подлежат рассмотрению вопросы и обращения, в которых содержатся выражения, оскорбляющие чьи-либо честь и достоинство, а также те, из которых не представляется возможным понять суть вопроса.

Вопросы вы можете направлять на электронный адрес: scienceinsiberia@gmail.com с пометкой в теме: «Вопрос ученому»

Почему селекционеры так и не вывели идеальные сорта растений для сельского хозяйства?

Почему, несмотря на то что селекция существует уже давно, так и не вывели идеальные сорта растений для сельского хозяйства — например, устойчивую к переменам погоды, болезням, вкусную и урожайную пшеницу?

Требования к сорту определяются многими факторами. Во-первых, это климатические условия, в которых произрастает культура. Меняется климат, засухи чередуются с влажными годами, и мы не можем создать универсальный сорт, который бы успешно адаптировался к любой погоде и всегда давал высокий урожай.

Во-вторых, важна устойчивость растений к болезням: фитопатогены постоянно видоизменяются, поэтому сорт, который был устойчив к бурой ржавчине или мучнистой росе десятилетия назад, сегодня может от них пострадать. И селекционер должен заново искать доноров устойчивости к новым штаммам и начинать создание сорта, обладающего нужными качествами.

В-третьих, сорт должен быть технологичен, в частности удобен для уборки. Растения должны быть невысокими, неполегающими, то есть не ложащимися на землю к моменту уборки: к примеру, у бобовых обязательно высокое прикрепление боба.

Кроме того, одного сорта мало даже для конкретного региона, пусть он будет устойчив к погоде, болезням, технологичен. Всегда нужно иметь в арсенале несколько сортов. Они должны различаться по группам спелости — созревать в разное время, чтобы обеспечить конвейер уборки, и обязательно соответствовать потребностям производителей. Кому-то нужно кормить птиц, а значит, не столь важно качество зерна, как его огромные урожаи. Кто-то выращивает пшеницу на хлеб, тут, конечно, высокие требования к качеству. Для производства пива нужны сорта с определенными параметрами, отличающимися от сортов кормового назначения. При этом потребительские запросы со временем также меняются. Сейчас, например, востребована безглютеновая гипоаллергенная пшеница или диетические сорта картофеля с фиолетовой мякотью.

Фото с сайта pixabay.com

Замерзают ли зимой устья северных российских рек?

Отвечает ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН кандидат географических наук Никита Иванович Тананаев

Замерзают ли зимой устья северных российских рек, и если да, то продолжает ли вода подо льдом течь в океан?

Устья северных российских рек расположены в арктической зоне, там холодно, поэтому зимой они покрыты льдом — независимо от того, какие это устья: дельтовые (как у реки Лены, например), эстуарные (как у рек Обь или Анабар), или эстуарно-дельтовые (как у реки Енисей), или же реки просто впадают в океан, как, например, это делает река Оленёк. В первом случае большинство дельтовых проток перемерзает до дна, и течение продолжается только в наиболее крупных из них; в остальных случаях течение реки практически не ограничивается. Наибольшая толщина льда, которая обычно наблюдается в конце апреля — в среднем около двух метров, но может местами достигать и трех—четырех метров. Течению рек это не мешает ещё и потому, что зимой в них течет намного меньше воды, чем летом — в десятки раз. Северные реки зимой питаются только подземными водами, других источников питания у них нет, поэтому воды мало, и подо льдом она вся прекрасно помещается. А в зоне вечной мерзлоты, где подземные источники питания скудны или отсутствуют, реки зимой могут полностью прекращать течение. Полное отсутствие стока нередко отмечается в нижнем течении таких крупных рек, как Анабар, Оленёк и Яна. Тем не менее, даже в такие годы вода продолжает течь в подрусловых таликах — немёрзлых зонах под руслами рек, как следует из их названия.

Фото с сайта pixabay.com

Есть ли еще действующие вулканы в России, помимо камчатских?

Отвечает заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН заведующий лабораторией сейсмической томографии член-корреспондент РАН Иван Юрьевич Кулаков

Часто можно прочитать о вулканах на Камчатке или Курильских островах, а есть ли еще действующие вулканы в России, и если да, то где они находятся? А потухшие?

Прежде всего, надо определить, что такое действующий, спящий или потухший вулкан. В литературе и на интернет-ресурсах можно найти различные мнения по этому вопросу, однако наиболее корректным я считаю следующее. Действующий вулкан имеет текущую активность (фумаролы, выделяющие значительное количество вулканического газа, сейсмичность) и возраст последних извержений не старше двух-трех столетий. У спящего вулкана в настоящий момент нет никаких признаков активности (или она очень слабая), однако есть геологические свидетельства извержений в голоцене (в пределах 10 тысяч лет). Если никакой активности с более древнего времени не обнаруживается, то такой вулкан классифицируется как потухший. Вместе с тем бывают случаи, когда и спящие, и потухшие вулканы вдруг просыпаются и становятся активными.

Согласно этой классификации, на территории России активные вулканы имеются только на Камчатке и Курильских островах. В наше время нигде более не наблюдаются реальные магматические извержения.

В то же время в нашей стране есть немало спящих вулканов, которые в любой момент способны проснуться. Самый известный — Эльбрус, он извергался последний раз около 900 лет назад. В I—II веке нашей эры произошло достаточно сильное извержение, пепел от которого находят далеко от Кавказа. Периодичность таких событий в истории Эльбруса оценивают в 400—1 700 лет. Таким образом, не исключено, что нынешнему поколению придется пережить очередное извержение этого исполина. Другим спящим вулканом Кавказа является Казбек. Последнее его извержение произошло около 750 лет назад, до этого — 6 000 лет назад. На склонах горы имеются участки с теплым грунтом, где никогда не накапливается снег, что свидетельствует об активности магматического источника.

Есть несколько спящих вулканов и в Сибири. Самый известный — вулкан Кропоткина в Восточных Саянах, представляющий собой почти идеальный конус, стоящий в Долине Вулканов, полностью заполненной лавовыми потоками. Возраст этих потоков оценивается десятками тысяч лет, однако иркутские геологи обнаружили следы более молодых извержений, дата которых по исследованию погребенных деревьев составила около 900 лет.

Еще один центр современного вулканизма расположен в Момском районе Якутии. Наиболее крупный вулкан — Балаган-Тас высотой около 900 метров и правильной конусообразной формы. По некоторым данным, последнее его извержение произошло в 1775 году.

На границе с Монголией, южнее озера Байкал, имеется плато Азас, где есть серия потухших голоценовых вулканов. Точный возраст их извержений неизвестен, однако изучение местного фольклора дает свидетельства возможных вулканических катастроф, которые наблюдали местные жители — по геологическим меркам относительно недавно.

Надо сказать, что активность вулканов в Сибири и Якутии состоит в излиянии относительно небольших объемов базальтовой лавы. Взрывной активности у таких вулканов быть не может. По этой причине не факт, что если в какой-то момент один из таких вулканов, расположенный в труднодоступной местности, начнет извергаться, это сразу станет известно. Вулканы Кавказа относятся к другому типу, который подразумевает серьезные взрывы и выброс пепла в атмосферу. Поэтому, в случае извержения Эльбруса, Казбека или других схожих вулканов на Кавказе, их эффект почувствуют люди на большой территории.

Фото с сайта pixabay.com

Дата рождения Гая Юлия Цезаря — 12 июля — считается по юлианскому или григорианскому календарю?

Отвечает старший научный сотрудник лаборатории истории древнего мира и средних веков Новосибирского государственного университета кандидат филологических наук Тимофей Геннадьевич Мякин

Мой вопрос касается даты рождения Гая Юлия Цезаря. Я увлекаюсь историей, поэтому люблю рассуждать на разные темы. Я утверждаю, что Гай Юлий Цезарь родился 12 июля по григорианскому календарю, но мой дядя спорил со мной, говоря, что великий римлянин родился 12 июля, но лишь по юлианскому календарю. Помогите разобраться, кто из нас прав?

Полной солидарности по поводу как даты, так и года рождения Цезаря, в источниках нет. Тем не менее годом его рождения принято считать 100 г. до н.э. Датой его рождения большая часть источников называет 12 июля. Римский писатель Макробий в своих «Сатурналиях» говорит о том, что Гай Юлий Цезарь родился «в четвертые иды квинтилия». Квинтилием тогда назывался месяц июль, а четвертый день перед идами (иды — это день месяца, на который хотя бы в теории должно было приходиться полнолуние) соответствовал 12 июля. Поскольку григорианский календарь был впервые введен папством и только в некоторых странах Европы в 1582 году, в среде историков древнего мира и средних веков не принято переводить даты на «новый стиль», который, собственно, и представляет собой дату по григорианскому календарю. Игра со «старым» и «новым» стилем больше характерна для истории Нового времени, в которой это более актуально. Таким образом, даты античности никогда не переводятся с юлианского календаря на григорианский. Впрочем, возникает встречный вопрос: как же тогда быть с тем, что античность не начиналась с юлианского календаря? Более того, поскольку этот календарь ввел сам Цезарь с 46—45 гг. до н.э., год его рождения приходился еще на «доюлианский» период. Тем не менее можно условно считать, что Цезарь родился 12 июля по юлианскому календарю, им же самим введенному. И не имеет значения, на какой календарь ориентировался автор того или иного источника, сообщающего об этом. Дело здесь в том, что существовавший ранее календарь не очень-то сильно отличался от юлианского. Уже и тогда месяцев было двенадцать, в квинтилии (июле) был 31 день, а четвертые иды уже тогда приходились на 12 июля. А месяц квинтилий был в 44 г. до н.э. переименован в июль в связи с тем, что пришелся на день рождения Цезаря.

Фото с сайта pixabay.com

Можно ли определить стороны света по мху?

Отвечает научный сотрудник Центрального сибирского ботанического сада СО РАН кандидат биологических наук Анатолий Владимирович Каракулов

Правда ли, что мох растет с северной стороны деревьев?

Мох растет в первую очередь с той стороны, где более влажно. Когда деревья стоят в плотном окружении своих сородичей, мох будет появляться с самых разных сторон их стволов. Если дерево находится одно на обширной поляне, больше вероятности, что он будет расти именно с севера, так как там меньше солнца и более влажно, но определять таким образом стороны света — ненадежный способ.

Если на небе видно солнце, для ориентирования на местности можно использовать простые наручные часы со стрелками. Расположите часы горизонтально и поверните их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Затем мысленно разделите угол между часовой стрелкой и цифрой «один» пополам, эта линия будет указывать на юг.  Соответственно, с противоположной стороны будет север, слева — восток, справа — запад.

Фото с сайта pixabay.com

Как лесные пожары повлияли на численность птиц?

Отвечает научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Иван Геннадьевич Фролов

Как лесные пожары, бушующие не первый месяц в Сибири, отразились на популяции птиц в регионе? Какими экологическими последствиями это чревато?

Лесные пожары — довольно естественное явление в дикой природе, поэтому животные, особенно птицы, хорошо адаптированы к подобным проявлениям стихии, иначе они бы не пережили предшествующие миллионы лет эволюции. Площадь сгоревших в Сибири лесов к началу августа составила более 13 млн га. Площадь субъектов РФ, где бушуют пожары, — 700 млн га. Таким образом, сгорело чуть более 1,8 % всей территории.

Подобный расчет позволяет заключить, что крупнейшие лесные пожары 2019 года, несмотря на охваченные территории, оказывают слабый эффект на общее население птиц. На численность видов, чей ареал охватывает обширные территории, эти пожары не окажут существенного влияния. Однако под угрозой могут оказаться те птицы, чей ареал в основном находится внутри территорий, охваченных пожарами: для них уничтожение естественной среды обитания может оказаться губительным.

Лесные пожары приводят к высвобождению углерода в атмосферу. Это поспособствует увеличению массы растительности в будущем. Уже на следующий год на территориях, пострадавших от пожаров, запустится естественный природный процесс — сукцессия, то есть смена одного биологического сообщества другим. Так, на обгоревших территориях появятся сначала травянистые сообщества, затем кустарниковые, потом вырастут деревья. Общая продукция экосистемы в этот период восстановления будет выше, чем в периоды до пожара, и это даст дополнительные возможности для размножения обитающим там видам, в том числе и птицам. Отмирающие деревья после пожаров предоставят вакантные места для птиц, которые гнездятся в дуплах. Сгоревший подлесок даст возможность роста для молодых деревьев.

Поэтому, даже если численность отдельных видов птиц сократится после пожаров текущего года, то уже в следующем она сможет восстановиться.

Фото с сайта pixabay.com

Какова расчётная и наблюдаемая скорость уменьшения диаметра Солнца?

Отвечает профессор Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, доктор физико-математических наук Сергей Арктурович Язев

Солнце, постоянно излучая энергию, а значит, и теряя материю, должно неизбежно терять массу, а возможно, и размеры. Какова расчётная и наблюдаемая скорость уменьшения диаметра Солнца, каковы были его размеры во времена зарождения жизни на Земле?

Наше Солнце действительно постоянно излучает энергию в виде электромагнитного излучения и постоянно теряет массу за счет солнечного ветра и корональных выбросов вещества. Однако на протяжении миллиардов лет это никак не сказывается ни на массе, ни на размерах светила: гигантская масса нашей звезды превышает указанные потери на много порядков величины, поэтому ни практически, ни теоретически этот фактор не сказывается на габаритах Солнца. Также потери частично компенсируются постоянным притоком вещества — например, вследствие регулярного падения комет на Солнце.

Более значимым является фактор постепенного изменения состава Солнца по мере превращения водорода в гелий (в итоге постепенно меняется весь набор параметров — температура, распределение давления и плотности вдоль радиуса). Но и эта причина на современном, очень продолжительном этапе существования Солнца не меняет его размеры и будет действовать эффективно лишь в далеком будущем.

В настоящее время размеры Солнца стабильны с высочайшей точностью.

Фото с сайта pixabay.com

Есть ли приметы грибного года?

Отвечает старший научный сотрудник Центрального сибирского ботанического сада СО РАН кандидат биологических наук Ирина Александровна Горбунова

От чего зависит, будет год урожайным на грибы или нет?

Строить точные прогнозы, будут ли в предстоящем сезоне грибы, когда и какие, — занятие неблагодарное. Существуют условия, благоприятные и неблагоприятные для их появления, но это всегда совокупность множества факторов, из которых нельзя выделить одну или две приметы.

Когда пойдут грибы и сколько их будет, зависит от влажности и температуры окружающей среды. Массовому появлению плодовых тел обычно предшествует период частых, но не заливных дождей при умеренной, без резких перепадов температуре 18—25°. Эти условия оптимальны для плодоношения. В жаркую погоду или холодным и дождливым летом урожай грибов бывает невысоким.

Места появления грибов трудно предугадать. В грибной год их можно найти в лесу повсюду, во время засухи они чаще встречаются в наиболее влажных местах (овраги, затененные места, по берегам рек), а в период переувлажнения почвы растут на менее затененных, открытых участках леса. Дожди не должны быть чересчур затяжными, иначе в плодородном слое будет слишком мало кислорода, и грибница начнет «задыхаться». Если же после дождей наступает засуха, плодовые тела могут оказаться червивыми: такая погода способствует развитию насекомых. Кроме того, грибники могут потерпеть неудачу на том месте, где они собрали богатый урожай в прошлом году: грибница разрастается радиально, постепенно отмирая, поэтому дары леса со временем стоит искать где-то неподалеку.

Колебания погоды сдвигают сроки плодоношения грибов. Ранняя весна с теплыми дождями ускоряет их появление. Жара, засуха в начале лета приводит к практическому отсутствию грибов. Теплая дождливая осень может исправить ситуацию и вознаградит грибников обилием не только осенних видов грибов, но и летних.

Количество многих видов определяется цикличностью их развития — чередованием урожайных лет и периодов отдыха. Например, считается, что белые грибы в больших количествах появляются один раз в четыре года. Многолетние наблюдения выявляют некоторые закономерности в плодоношении грибов, но в природе действуют свои законы, которые не всегда удается разгадать.

Фото Екатерины Пустоляковой

Что думали о радуге древние жители Сибири и Дальнего Востока?

Отвечает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук заведующий сектором археологии неолита Виталий Егорович Медведев

Известно, что древние греки считали радугу дорогой Ириды — богини, которая была посредницей между мирами богов и людей и царством Аида. А как народы Сибири и Дальнего Востока в древности относились к этому природному явлению?

Это очень необычный вопрос. Древние жители Сибири и Дальнего Востока считали, что радуга — это что-то мистическое и сверхъестественное, тот объект природы, за которым скрываются силы духов, а не богов. Божественного в их понимании ещё не было. Древние люди полагали, что их окружают различные добрые и злые духи, которые управляют всем миром.

Если речь идёт о многотысячелетней давности (4—5 тысяч лет назад и более), когда народов в современном понимании ещё не было, а были племена и союзы племён, жители Сибири и Дальнего Востока радугу могли воспринимать как влияние духов, способных украсить существующее над ними пространство.

Думаю, что единого восприятия этого природного явления у людей разных культур прошлого не было.

Фото с сайта pixabay.com

Бывают ли трехцветные коты?

Отвечает младший научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» Татьяна Александровна Шнайдер

Правда ли, что у домашних кошек трехцветную окраску могут иметь только самки? Я слышала, что есть исключения.

На мой взгляд, в биологии одни сплошные исключения, и трехцветные кошки — не исключение из этих исключений.

В целом варианты окраса кошек весьма разнообразны: от черного, белого, рыжего до кремового и даже голубого и лилового. Причины такого богатства вариантов кроются в том, что сразу несколько генов контролируют и влияют на производство пигмента, который придает окраску шерсти.

Тем не менее основную роль в трехцветности играет один ген, который у кошек называется Orange. У данного гена есть два варианта (аллеля): доминантный обусловливает продукцию пигмента феомеланина, дающего разные оттенки красного, а рецессивный отвечает за производство черного пигмента эумеланина. Третий цвет — белый — обусловлен другими генетическими причинами.

Так уж сложилось, что у наших любимцев ген Orange располагается в Х-хромосоме, а значит, наличие трехцветной окраски связано с полом питомца. Напомню, что, как и у большинства млекопитающих, у кошек наличие двух половых Х-хромосом присуще особям женского пола (XX). Это означает, что кошки могут нести сразу два разных варианта гена и иметь красную и черную окраску. Котам досталась только одна Х-хромосома в придачу к их Y-хромосоме (XY), что означает наличие только одного варианта гена, следовательно, и один вариант окраски (либо красный, либо черный) помимо белого.

Несмотря на генетические правила, трехцветные коты редко, но всё же появляются. Связано это с наличием у таких самцов дополнительной Х-хромосомы (XXY). В таком случае может возникнуть дополнительный вариант гена Orange, который играет ключевую роль в приобретении котами трехцветности. С точки зрения генетики такие коты имеют серьезное хромосомное нарушение (у человека, например, наличие дополнительной Х-хромосомы у мужчин обусловливает развитие синдрома Клайнфельтера). Однако встречаются такие коты очень редко: по последним данным, примерно на 3 000 трехцветных кошек приходится только один трехцветный самец.