Сегодня - 24.06.2019

Задайте вопрос учёному

В этом разделе вы можете задать вопросы, относящиеся к любому научному направлению: будь то археология или ядерная физика. Задавая вопрос, вы можете обозначить, ученому какой специальности он адресован. Если вы не определились с адресатом, мы найдем для ответа на ваш вопрос компетентного эксперта. Ответ будет опубликован на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что не подлежат рассмотрению вопросы и обращения, в которых содержатся выражения, оскорбляющие чьи-либо честь и достоинство, а также те, из которых не представляется возможным понять суть вопроса.

Вопросы вы можете направлять на электронный адрес: scienceinsiberia@gmail.com с пометкой в теме: «Вопрос ученому»

Может ли комар передать ВИЧ?

Отвечает научный сотрудник лаборатории биотехнологии и вирусологии Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Маргарита Владимировна Романенко

Могут ли комары передавать от человека к человеку такие опасные заболевания, как ВИЧ и гепатит? Чем вообще через укус комара можно заразиться в Сибири?

Различные виды комаров переносят немало возбудителей опасных заболеваний, в том числе малярии, желтой лихорадки, лихорадки денге, японского энцефалита, лихорадки Зика, лихорадки Западного Нила и ряд других инфекций. Из всей этой «прелести» сибирякам может перепасть с большой вероятностью вирус лихорадки Западного Нила, и это — доказано. Его, конечно же, выявляется пока немного, однако, возможно, из-за нерегулярной диагностики число случаев занижено. Передача каких-либо других заболеваний от комаров людям у нас достоверно не была зафиксирована.

Чтобы заразиться чем-то от комара, надо чтобы паразит, будь то вирус, простейшее, бактерия или риккетсия, размножался в клетках переносчика и мигрировал в слюнные железы. Тогда при укусе возбудитель вместе со слюной может попасть в организм человека. Что касается ВИЧ, то, к счастью, на поверхности клеток комара нет соответствующих рецепторов, с помощью которых вирус проникает в эти клетки, соответственно, вирус в них не проникает и не размножается.

Из вопроса не ясно, о каком гепатите идет речь, ведь разные виды гепатита вызываются разными вирусами. Если говорить о самых значимых гепатитах, то есть о гепатитах В и С, то здесь не всё так однозначно, как в случае ВИЧ. Дело в том, что гепатит С, в отличие от ВИЧ, является дальним «родственником» вируса желтой лихорадки и денге, и в клетках комаров размножаться может. Это было недавно показано на культуре клеток, но вирус не был до сих пор найден в живом насекомом. А вирус гепатита В хоть и не способен размножаться в комариных клетках, но настолько заразен, что выжившие вирионы теоретически могут вызвать болезнь. Однако специально отмечу, что никаких доказанных случаев передачи заболевания вирусов гепатита В и С от комаров людям пока что не было зафиксировано.

Фото с сайта pixabay.com

Сколько лет живет лесной муравейник?

Отвечает научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института экологии и систематики животных СО РАН кандидат биологических наук Иван Константинович Яковлев

Как долго может существовать муравейник в одном и том же лесу, от чего зависит срок его жизни?

Для начала, наверное, стоит сказать о том, сколько живут муравьи. У рабочих особей этот срок составляет год, максимум два, если успешно перезимуют. У муравьиных маток (размножающихся самок) он существенно длиннее и может достигать 30 лет — правда, в условиях лаборатории. В естественной среде самки могут жить до 10—20 лет.

Устройство и продолжительность жизни муравейника зависят от вида муравьев. Это может быть небольшая полость под камнем, и тогда муравейник очень подвижен и может существовать несколько лет. Более сложные постройки муравейника включают множество камер под землей или в пне или представляют гнездо с наружным холмиком из земли или растительных остатков. Наиболее сложно устроен муравейник рыжих лесных муравьев, представляющий земляной кратер с сердцевиной из крупных веточек, где поддерживаются оптимальные условия для развития молоди. Сверху всё прикрыто толстым слоем мелких веточек, в котором располагаются прогревочные камеры и множество ходов. Муравейник непрерывно обновляется и поддерживает жизнеспособность ровно столько, сколько существует лес, на территории которого живет семья муравьев. По возрасту древонасаждений можно оценить срок жизни муравьиного поселения, который может достигать от нескольких десятилетий до одного века и более.

Рыжие лесные муравьи любят селиться на границе леса, поскольку для них важен баланс экологических условий: солнечное тепло необходимо для развития расплода, а на растительности и в лесной подстилке муравьи собирают корм. Комфортный микроклимат, достаток кормовых ресурсов и отсутствие конкурентов — залог долгой жизнеспособности муравьиного поселения. Как только у насекомых исчезают источники пищи, они начинают подыскивать себе территорию с более подходящими условиями.

Расселяются муравьи по-разному, в зависимости от вида. У многих видов самки разлетаются достаточно далеко от родного гнезда, чтобы основать собственные семьи. У наиболее заметных в наших лесах рыжих лесных муравьев расселение происходит другим путем — почкованием муравейника. Дело в том, что муравейники имеют предел численности (максимум до 1—2 млн особей). Как только они становятся слишком большими, то начинают давать «отводки»: самка с частью рабочих особей отселяется на соседнюю территорию и образует новый муравейник, при этом все дружеские связи сохраняются. В течение нескольких лет муравейник достигает жизнеспособного размера, при котором возможно его самостоятельное воспроизведение. Постепенно муравьиная колония разрастается в виде разветвленного комплекса гнезд, охватывающего несколько десятков гектаров леса.

Так что можно сказать, что лесные муравьи жизнеспособны, пока есть лес (собственно, поэтому они так и называются). Срок жизни муравьиного поселения зависит от состояния самого леса. Муравьи не могут взять и в один момент куда-то массово переместиться. Однако при ухудшении условий обитания (заболачивание, вырубка лесов и т. п.) муравьи могут постепенно переселяться, но на это может уйти несколько лет.

Фото с сайта pixabay.com

Существует ли у народов Сибири своя уникальная демонология?

Отвечает научный сотрудник Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Юлия Викторовна Лиморенко

Люди всегда верили в сверхъестественных существ — как добрых, так и злых. В каждой части мира эти существа разные: феи, гномы, джинны, дэвы, русалки и т.д. Существует ли у народов Сибири своя уникальная демонология, или она заимствована?

Да, у народов Сибири своя демонология, она пересекается с верованиями народов Средней и Центральной Азии, Северо-Западного Китая. В представлении большинства сибирских этносов вселенная делится на три слоя: Верхний мир (там обитают высокие духи и божества), Средний (мир людей) и Нижний (мир хтонических сущностей). Обитатели Верхнего и Нижнего миров могут попадать в Средний мир разными путями, и человек взаимодействует с ними через ритуалы. Шаманы также могут «путешествовать» в другие миры и общаться там с духами. Типичные представители «темной» демонологии сибирских народов — духи аза (у тувинцев), алмыс (у алтайцев), харги (у тунгусов). Духи-хозяева (ээзи, изи) местностей могут быть и благожелательными к людям, и зловредными, специальные ритуалы призваны умилостивить злых духов и призвать благорасположение добрых.

Фото: pixabay.com

Есть ли у животных психические расстройства?

Отвечает аспирантка ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», зоопсихолог направления адаптивная зоопсихология и воспитательница доместицированных лисиц Ирина Андреевна Мухамедшина

Болеют ли дикие животные или это только участь человека? Есть ли у людей и животных общие болезни? Присутствуют ли в животном мире психические расстройства, в частности у человекообразных обезьян?

На оба первых вопроса ответ один и тот же — да. Только в дикой природе никто зверушек в больницах не лечит, а поэтому лечатся они сами, как умеют. Если не вылечились — погибают. Соответственно, дикие животные в целом гораздо здоровее домашних и человека, но это не значит, что первые не болеют совсем. Общие болезни у человека и животных, конечно, тоже есть.

А вот на вопрос о психических расстройствах у животных и человека однозначного ответа пока что не существует. Когда-то ученые из лаборатории академика И. П. Павлова моделировали искусственные неврозы у собак. И один из способов создания искусственного невроза был следующим: сначала звук звонка для собак означал получение еды, а потом вместо пищи на этот сигнал животных ударяли электрическим током. Некоторые собаки смогли перестроиться, но у многих развивалось невротическое состояние.

Неврозы навязчивости (их еще называют стереотипии) часто возникают в зоопарках у разных видов животных, в том числе и у обезьян. Есть, например, видео в интернете, как обезьяна ритмично ходит из угла в угол своей клетки. Причина неврозов у зоопарковых животных — это либо стресс, либо невозможность осмысленной активности, а чаще всего — и то и другое одновременно. Обе этих причины создают у зверя потребность в движении, а в условиях клеточного содержания такая активность реализуется в виде монотонно повторяющихся стереотипных действий.

Но все эти случаи психических расстройств возникли у животных в условиях, созданных человеком. А в природе естественный отбор поддерживает у зверей такие свойства нервной системы, которые помогают им оптимально адаптироваться именно к их определенной экологической нише. Соответственно, если животные попадают в ту среду обитания, к которой у них нет генетических приспособлений, то у зверей могут развиваться разные психические расстройства. Поэтому в антропогенной среде (не только в зоопарках, но и, например, при домашнем содержании) на фоне стресса у животных бывают булимии (нервная прожорливость) и, наоборот, потери веса, а также аллергии и даже судороги на нервной почве. Эти разновидности психических расстройств совпадают у животных и человека.

Но у людей есть и такие нарушения психики, которых у животных не бывает, либо их невозможно диагностировать. Например, психоз. Мы никак не можем залезть к зверю в голову и проверить: правда ли у него галлюцинация, или он действительно что-то видит, слышит или чует. Мы этого просто не можем увидеть или обонять из-за другого развития наших органов чувств.

Еще у человека есть такие специфические расстройства психики, которые касаются его личности, их у животных не бывает принципиально. Например, у животных не бывает раздвоений личности. Считается, что помимо генетической предрасположенности, диссоциативное расстройство личности может появиться у человека по причине сильного недовольства собственной личностью. В этом случае он пытается создать себе другую личность вместо той, которая его по каким-то причинам так сильно не устраивает. У животных этого быть не может.

Во-первых, пристальное внимание человека к своей собственной личности возникает из-за сложных взаимоотношений в человеческом обществе. Вне социума человеку была бы совершенно безразлична его собственная личность, также как это происходит у зверей. Потому что ни у одного из видов животных общества не существует, а у социальных зверей взаимоотношения между членами группы устроены гораздо проще, чем у людей. Во-вторых, для выживания в природе животным не нужно такое богатое воображение, которое развилось у человека. И поэтому животные не смогли бы придумать себе другую личность или другую реальность, даже если бы захотели. Все-таки звериная психика принципиально отличается от человеческой.

Фото с сайте pixabay.com

Как объяснить тот факт, что в ходе эволюции человек оказался единственным разумным существом на планете?

Отвечает главный научный сотрудник лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» доктор биологических наук Павел Михайлович Бородин

Ученые-эволюционисты говорят, что интеллект и мозг человека — продукт эволюции, естественного отбора и борьбы за существование. Но ведь в этих условиях оказались все живые существа нашей планеты. Как объяснить тот факт, что человек оказался единственным разумным? Почему не создали свою цивилизацию какие-нибудь кальмары? Уж они-то своими щупальцами побольше смогли бы наворотить.

У меня встречный вопрос — а что такого уж хорошего в разуме? Зачем кальмару решать математические задачи и сочинять музыку?

В борьбе за существование побеждают те, кто оставил больше потомков. Этой цели можно достигнуть разными средствами, и разум не самое прямое и на самое легкое из них. К нему прибегают, когда других средств нет. Именно в такой ситуации оказались наши далекие предки. Они очутились в саванне, так как климат изменился и леса отступили. У них не было никаких специальных приспособлений к этой новой экологической нише: ни клыков, ни когтей для охоты и защиты от хищников, а плоды и молодые побеги, которыми наши предки питались в лесах, стали в саванне недоступны. В этих новых условиях выживали те из них, кто понял, как отогнать хищника и завладеть его добычей. Те, кто мог объединиться и договориться друг с другом о том, каким образом это сделать. Те, кто обладал зачатками интеллекта. А дальше всё шло по нормальной логике естественного отбора.

В популяциях наших предков были разные люди. Те, кто поумнее, имели более высокие шансы выжить, произвести потомство и передать своим потомкам гены, которые позволили им не умереть. При этом в той же саванне обитали и тогда, и сейчас вполне успешные и хорошо вооруженные хищники и падальщики (львы, гиеновые собаки, павианы), которые прекрасно обходятся без высокого интеллекта и не собираются создавать цивилизацию. Среди них тоже есть и умные, и не очень. Но не ум определяет их шансы на жизнь и оставление потомства, а клыки, когти, быстрые ноги, хороший нюх.

Интеллект — не цель и не вершина эволюции, а один из способов приспособления к условиям существования. Не самый простой, не самый дешевый и не самый эффективный. Хотя, наверное, самый интересный.

Фото с сайта pixabay.com

Где проходит граница планеты Земля?

Отвечает заместитель директора по научно-методической работе МКУ ДО ДЮЦ «Планетарий» Илья Олегович Орлов

Где граница у нашей планеты? С какой отметки начинается собственно космос, а где ты еще на Земле?

Вопрос о границе «земного» и космического пространства обсуждается много и давно. Атмосфера Земли не имеет чёткой границы, плотность и давление падают очень постепенно, а следы земных веществ обнаруживаются даже на орбите Луны. Именно поэтому провести какую-то строгую границу очень сложно.

Тем не менее, американские специалисты по авиации и космонавтике достаточно условно определили так называемую линию Кармана — 100 километров над уровнем моря. И все полёты, максимальная высота которых выходит за этот предел, считаются космическими.

Почему именно 100 км? Основной аргумент такой: при увеличении высоты «классическому» летательному аппарату необходимо развивать всё большую скорость, чтобы обеспечить нужную подъёмную силу. Примерно на отметке 100 км эта необходимая скорость начинает превышать первую космическую (7,8 км/с), то есть аппарат в любом случае уже летит больше по законам космонавтики, а не аэродинамики. С другой стороны, космические спутники на высоте около 100 км начинают вход в атмосферу, разогреваются и в течение буквально пары витков разрушаются.

Так что самый общепринятый ответ на вопрос о границе Земли и космоса — высота в 100 километров над уровнем моря.

Фото с сайта pixabay.com

Могут ли существовать гигантские крысы-мутанты?

Отвечает младший научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, популяризатор науки Даниил Викторович Гладких

В числе городских легенд есть легенды о крысах-мутантах, которые обитают в тоннелях метро и канализации, обладают огромным размерами и агрессивностью и способны съесть человека. А в реальности может быть, чтобы среди популяции обычных крыс возникли такие особи?

В роде Rattus выделяют порядка 70 ныне живущих видов, размером от 10—15 см (Rattus exulans, малая крыса) до 30 см в случае Rattus norvegicus, серой крысы, которую и будем считать «обычной». Пытаясь выжить, серые крысы за 13 тысяч лет мировой экспансии пришли к оптимальной для них стратегии существования и идеальному сочетанию параметров продолжительности жизни, плодовитости, размеров тела, потребляемой пищи и воды, мест обитания. Да, в идеальных условиях пасюк растет всю жизнь, но, к счастью, в природе ее продолжительность не превышает 1,5 лет, и 30 см для зверька — естественный максимум. Значимое увеличение размеров в ходе эволюции возможно, но за достаточно долгий срок — тысячи лет и поколений. Резкие изменения в результате мутаций представляются маловероятными. Чтобы такая особь была жизнеспособной и плодовитой, в организме должны одномоментно возникнуть сотни и сотни полезных в данном случае изменений, затрагивающих анатомию и физиологию. А мутации, как правило, бывают единичные и вредные или, в лучшем случае, нейтральные, все равно «вычищаясь» в результате эволюции. Для получения потомства же нужно, чтобы таких крыс каким-то чудом однонаправленно мутировало как минимум две. И даже если эти мутанты возникнут, то окажутся нежизнеспособными в условиях городской среды из-за неоптимального соотношения размеров тела/потребности в пище/уровня метаболизма/плодовитости и моментально вымрут.

Рисунок с сайта pixabay.com

Почему в Средние века был так популярен латинский язык?

Отвечает доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института Новосибирского государственного университета доктор исторических наук Валентин Леонидович Портных

Почему в Средние века был так популярен латинский язык? Много ли людей его знали?

В средние века латынь была распространена в первую очередь как язык духовной и светской элит. Конечно, здесь была и банальная преемственность, ведь латынь выполняла эту функцию в Римской империи, и на ней были написаны многие сочинения, пережившие столетия. Кроме того, именно латинский перевод Библии был в Западной Европе основным сакральным текстом на протяжении веков. Переводы библейских книг на местные языки в Средние века иногда делались, чтобы использовать в целях проповедования христианского вероучения населению. Вместе с тем, зафиксированы случаи, когда проповедник, который обращался к народу на понятном ему местном наречии, не переводил библейские цитаты в составе проповеди. При этом языком богослужения была исключительно латынь. И так было не только в Средневековье. Вплоть до 1965 года, до Второго Ватиканского собора, латынь оставалась богослужебным языком всего католического мира. Более того, и на сегодняшний день она является основным языком папской курии. Если обратиться к официальному сайту Ватикана, то можно убедиться, что все папские письма и послания публикуются в том числе и на латыни, а иногда и исключительно на ней. В государстве Ватикан даже есть банкоматы, которые говорят на языке древних римлян!

Почему же латынь продолжала доминировать как в церковной среде, так и в кругах светской элиты на протяжении Средневековья? Сейчас мы привыкли к тому, что вся суша разделена на государства, границы которых, как правило, стабильны, а внутри каждой страны есть единый язык делопроизводства и бюрократические и силовые структуры, обеспечивающие политическое единство и связанность регионов между собой. В Средние века территории, подчиненные формально одному государю, не были столь едины, как сейчас, да и границы постоянно менялись. В том числе это касалось и языка. Сейчас мы привыкли: приехал в Германию, а потом перебрался в Голландию или фламандскую Бельгию, и язык сразу становится другой, пусть и довольно похожий. В Средневековье местные письменные языки только формировались, а отсутствие реального политического единства на территории той же самой Германии не давало тому или иному диалекту стать доминирующим на значительной территории. Если мы посмотрим источники, то увидим, что у средневековых языков нет единства в современном понимании: нет средневекового немецкого, нет средневекового итальянского, но есть богатая палитра их разных вариаций в различных местностях. Для современного человека это непривычно, и даже в Италии, которая была объединена лишь в XIX веке, на диалектах сегодня говорят в основном дедушки и бабушки. Но в Средние века, если ты хотел, чтобы твой трактат или хронику прочитали многие, ты должен был писать на латыни, подобно тому, как в наши дни это делается на английском. Это сейчас доминирующим является язык самой могущественной страны мира, а тогда доминировал язык единственной организации, структуры которой пронизывали всю католическую Европу — организации церковной. Римский понтифик, который должен был управлять католической церковью на самом высшем уровне, взаимодействовал со своими подчиненными из самых разных уголков Европы на латыни — единственном языке, хорошо знакомом всему высшему клиру, независимо от страны.

Фото с сайта pixabay.com

Можно ли вынести с месторождения и присвоить полезные ископаемые?

Отвечает заведующий лабораторией рудообразующих систем Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Пётр Александрович Неволько и заместитель начальника департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства по недропользованию «Роснедра» Алексей Евгеньевич Партолин

Регулируется ли каким-то образом самовольный вынос с месторождений драгоценных камней или металлов при разведке или работе на таких месторождениях? Если обычный человек найдет золотой самородок или драгоценный камень на территории нашей страны, может ли он его присвоить и потом легально реализовать?

Пётр Неволько:

«Согласно законодательству РФ, всё, что находится в недрах земли, по умолчанию принадлежит государству. Любая добыча полезных ископаемых должна сопровождаться необходимыми лицензиями и документами. То есть если кратко ответить: да, регулируется, и если человек без необходимых разрешительных документов найдет камень или самородок, то его нельзя присвоить. Это подпадает под действие статьи УК РФ о незаконном обороте драгоценных камней и металлов. Более подробно на вопросы могут ответить представители территориального отдела Федерального агентства по недропользованию “Роснедра”».

Алексей Партолин:

«По поводу изложенных вопросов мы не вправе давать разъяснения, но можем выразить мнение. Оно следующее: предоставление недр в пользование у нас на сегодняшний день регулируется Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 “О недрах”, согласно которому недра находятся исключительно в собственности государства. Добытые полезные ископаемые могут находиться в том числе и в частной собственности, если это специально оговорено в соответствующей лицензии. Только лицензия дает право их добывать.

Согласно Федеральному закону “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” от 26.03.1998 № 41-ФЗ субъектами добычи драгоценных металлов и камней могут быть только юридические лица. Из этого следует, что физическое лицо не имеет права вести вышеуказанный процесс, как и реализовывать полезные ископаемые. Поэтому никто не вправе забрать в личную собственность с разрабатываемого месторождения драгоценные металлы или камни, как и заниматься добычей драгоценных металлов и камней без соответствующей лицензии, без образования субъекта предпринимательской деятельности в установленном порядке».

Фото с сайта pixabay.com

Когда на Руси появились первые библиотеки?

Отвечает младший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН кандидат филологических наук Инна Александровна Шилова

Сейчас книги доступны всем (библиотеки, магазины, интернет), а кому были доступны книги и чтение в Древней Руси, когда книги были рукописными, и на заре печати? Были ли тогда, например, библиотеки?

Традиционно самым ранним указанием на первую «библиотеку» Древней Руси считается известие из «Повести временных лет», датированной 1037 годом. В нем сообщается, что князь Ярослав Мудрый организовал работу по переписыванию и переводу книг, а потом велел поместить их в храме святой Софии. Сам князь описывается как человек, который имел большое пристрастие к книгам и читал их часто «и днем, и ночью».

При этом слово «библиотека» в Древней Руси начинает употребляться довольно поздно, самое раннее упоминание зафиксировано в Геннадиевской Библии (1499 г.). Однако можно смело утверждать, что книжные собрания были практически во всех древнерусских монастырях и множестве храмов. Конечно, сами рукописи мог брать и читать только ограниченный круг людей (князья, монахи, священнослужители). Но тексты многих произведений были доступны всем желающим, они произносились, например, в составе проповедей и во время службы, то есть воспринимались обычными людьми на слух.

Конечно, появление книгопечатания в середине XVI века существенно изменило ситуацию и привело к возникновению как крупных библиотек (библиотека Печатного двора), так и личных собраний русских книжников XVII века — Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и других.