Сегодня - 19.04.2021

Задайте вопрос учёному

В этом разделе вы можете задать вопросы, относящиеся к любому научному направлению: будь то археология или ядерная физика. Задавая вопрос, вы можете обозначить, ученому какой специальности он адресован. Если вы не определились с адресатом, мы найдем для ответа на ваш вопрос компетентного эксперта. Ответ будет опубликован на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что не подлежат рассмотрению вопросы и обращения, в которых содержатся выражения, оскорбляющие чьи-либо честь и достоинство, а также те, из которых не представляется возможным понять суть вопроса.

Вопросы вы можете направлять на электронный адрес: scienceinsiberia@gmail.com с пометкой в теме: «Вопрос ученому»

Сказку «Конек-Горбунок» точно написал Пётр Ершов?

Отвечает старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Екатерина Анатольевна Турук

Правда ли, что автором сказки «Конёк-Горбунок» был Александр Пушкин, а не Пётр Ершов? Вся информация в интернете слишком складно указывает на это.

Вопросы о подделках и мистификациях литературных памятников возникали не раз, вспомним хотя бы дискуссию о подлинности и авторстве «Слова о полку Игореве». Но если рукопись «Слова» не сохранилась, до нас дошла только поздняя копия, то в случае с «Коньком-Горбунком» мы имеем автограф — текст, написанный рукой автора, Петра Петровича Ершова. Более того, у сказки две редакции: 1834-го и 1856 года, а сопоставление этих редакций дает возможность увидеть историю текста.

Если бы был текст сказки, написанный рукой Пушкина (или другого писателя из окружения Ершова), можно было бы о чем-то говорить, но такого текста нет. Скептики скажут, что он, конечно, есть, только замурован в сундуке в подвале какого-нибудь старого дома. Не будем лишать их возможности пофантазировать.

Разберем и другие аргументы скептиков. Якобы «лошадиный портрет» Пушкина — небольшой рисунок, где поэт изобразил себя между двух лошадей — намек пытливому потомку на свое авторство. И неважно, что рисунок был сделан задолго до истории с «Коньком». Если рисунок коня — намек на авторство, то почему бы тогда не приписать Пушкину все «лошадиные» тексты?!

И последний аргумент сомневающихся. Как же так вышло, что Ершов вошел в историю литературы одним произведением, не создав больше столь живописного и цельного текста? Скажу, что таких примеров немало: Джером Сэлинджер оказал существенное влияние на мировую культуру XX века одним лишь романом «Над пропастью во ржи», Маргарет Митчелл — «Унесенными ветром», а кто-нибудь может назвать другие книги Алана Милна, кроме «Винни-Пуха»? А сколько музыкантов, которые прославились одним альбомом, не написав ничего больше, даже одной песней, но именно она сформировала облик целой эпохи!

Корпус исследований творчества Ершова содержит более ста работ, первые появились еще в XIX веке, и ни один из тех, кто посвятил изучению творчества сибирского писателя годы, не усомнился в подлинности его авторства. На основе архивных документов, глубокого, детального изучения жизни Ершова ученые показывают и доказывают закономерность появления в творчестве писателя такого совершенного произведения, как «Конёк-Горбунок».

Кадр из мультфильма «Конёк-Горбунок» (анонс)

Существовал ли Рюрик?

Отвечает доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета Александр Ананьевич Бродников

Является ли Рюрик реальной исторической фигурой или вымыслом летописца? Как современная историческая наука доказывает, существовал он или нет?

Относительно Рюрика однозначно можно сказать только, что это фигура легендарная. Но вряд ли его появление в «Повести временных лет» явилось вымыслом летописца. Поскольку, согласно той же летописи, существование его ближайших родственников и потомков — князя Олега (родство которого с Рюриком точно не установлено, но и, как правило, не опровергается), сына Игоря, внука Святослава — сомнений не вызывает и подтверждается зарубежными, прежде всего византийскими, источниками.

Опять же, если верить «Повести временных лет», древнерусские князья нисколько не сомневались в своем происхождении от этой исторической (пусть и с оговорками) личности, которая, похоже, уже в X веке была легендарной.

Стоит обратить внимание, что занимающиеся Древней Русью историки, как правило, не отрицают существование Рюрика, а занимаются поиском его возможного происхождения. Причем поиск этот ведется не только учеными, но и политическими деятелями как минимум с XVI века. За прошедшие столетия высказывались мысли о славянском, финском, прусском, датском, шведском, готском и даже аланском происхождении Рюрика. Исследователи в своих поисках обращались не только к русским летописям — изучались также западноевропейские хроники и фольклор, в которых фигурируют персонажи, оставившие определенный след в истории некоторых европейских стран IX века и имена которых созвучны с именем Рюрик. То есть получается, что существование Рюрика исторической наукой не опровергается, а споры ведутся в основном относительно его происхождения.

Изображение из открытых источников

Конечна ли Вселенная и мультивселенные?

Отвечает заведующий лабораторией космологии и элементарных частиц Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Александр Дмитриевич Долгов

Если Вселенная конечна, то и число возможных мультивселенных тоже конечно?

Во-первых, всякая Вселенная бесконечна в том смысле, что у нее нет ни начала, ни конца, как, например, бесконечна обычная двумерная сфера в нашем трехмерном пространстве. Двумерное существо, ползущее по этой сфере, никогда не наткнется на место, где она как-либо обрывается. Идя строго по прямой, это существо может прийти в точку начала путешествия, но даже это необязательно, если сфера расширяется.

В случае Вселенной аналогом такой двумерной сферы является так называемая замкнутая Вселенная, которая является трехмерной сферой в четырехмерном пространстве. Нам в это пространство не выбраться. Мы его просто не сможем почувствовать, так же как двумерные существа не в состоянии почувствовать трехмерное пространство. Кстати, в космологии без темной энергии замкнутая Вселенная когда-то должна перейти от расширения к сжатию. При наличии наблюдаемой темной энергии это необязательно, и замкнутая Вселенная может расширяться вечно. Помимо замкнутых вселенных могут быть и открытые, которые аналогичны двумерной плоскости или гиперболоиду в трехмерном пространстве. Только эти вселенные живут в фиктивном четырехмерном пространстве. В принципе в рамках гипотезы мультивселенных они могут быть как открытыми, так и замкнутыми, более того, и законы физики, в частности значения физических постоянных, там могут быть совершенно иными. Если все вселенные образуются за счет инфляции (квазиэкспоненциального расширения) из начального квантового состояния, когда ни пространства, ни времени в нашем классическом понимании не существовало (гипотеза Андрея Линде), то я бы считал, что все возникающие в таком процессе вселенные были бы замкнутые.

Является ли наша Вселенная замкнутой или открытой, определяется величиной средней плотности энергии в ней. Если плотность энергии больше некоторого критического значения, то Вселенная замкнута, если же меньше, то она открытая. На этом основании можно сделать вывод, что наша Вселенная, даже если она локально кажется открытой, тем не менее может находиться внутри замкнутой Вселенной, так как в силу флуктуаций плотности на бо́льших расстояниях от нас, которые пока за горизонтом, плотность энергии на этих масштабах может оказаться выше критической (горизонт — то расстояние, за которым скорость космологического расширения относительно нас превышает скорость света). Без темной энергии наш горизонт растет со временем, а с темной энергией, может, и не растет, и мы никогда не узнаем, что же за ним находится.

Фото из открытых источников

Почему возникает аллергия?

Отвечает старший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН кандидат биологических наук Сергей Викторович Кулемзин

Из-за чего у человека возникает аллергия? Как она эволюционно появилась? И почему некоторые типы аллергии со временем ослабевают, а некоторые нет?

Для того чтобы в ответ на поступление какого-либо вещества в организме человека развивались аллергические реакции, необходимо наличие антител класса Е (IgE), специфичных к этому веществу. Соответственно, возникновение таких антител — важное условие появления аллергической реакции.

На сегодняшний день нет полного понимания появления IgE-распознающих аллергенов. В последние десятилетия так называемая гипотеза гигиены указывает на явную связь между улучшением уровня гигиены и повышением риска возникновения аллергии. Также существует предположение, что эволюционные корни аллергии — это экспресс-ответ иммунной системы на поступление особо опасных токсинов. Они часто и вызывают аллергическую реакцию; среди таких веществ, например, пчелиный яд. В других работах показано: преимущественно IgE, а не иные типы антител, защищают лабораторных животных от змеиного яда. Помимо этого, есть научные доводы в пользу того, что сообщество микроорганизмов в кишечнике сильно влияет на предрасположенность человека к аллергии.

Почему аллергия может пройти самостоятельно? Причина либо в исчезновении В-клеток памяти, кодирующих аллерген-специфичные IgE, либо в том, что сам продукт или вещество перестали распознаваться этими антителами. Например, аллергия на коровье молоко заканчивается у тех детей, чьи антитела IgE распознают пространственные эпитопы белков молока — части макромолекулы антигена, которая распознается иммунной системой. Дети же, у которых IgE связывают линейные эпитопы (пептиды), эту аллергию сохраняют. А по мере взросления ребенка и повышения эффективности переваривания пищи иммунная система почти перестает сталкиваться с непереваренными участками белков молока, однако пептиды остаются.

Фото из открытых источников (анонс)

Как в России вежливо обращаться к незнакомцам?

Отвечает доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории журналистики Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Ирина Всеволодовна Высоцкая.

Почему у нас в стране нет какой-то вежливой формы обращения к незнакомым людям? Почему взамен «гражданин/гражданка», «сударь/сударыня» ничего не пришло?

— Действительно, ситуация парадоксальная. В русском языке, «великом, могучем, правдивом и свободном» (И. С. Тургенев), нет универсального обращения к незнакомому человеку. Дело в том, что языковому коллективу трудно навязать что-либо. Пожалуй, даже сложнее, чем запретить. Судите сами: в 2014 году появился закон о запрете мата, но это не значит, что мы перестали слышать крепкие выражения во всех общественных местах. Во время перестройки была попытка вернуть к жизни слово «господа», однако она не увенчалась успехом: слово осталось в сфере дипломатического этикета. После переименования милиции в полицию было предписано обращение «господин полицейский». Можете сами сделать вывод о том, насколько прижилась эта форма.

Экспериментировать и предлагать любые языковые инициативы, конечно, можно, но для того, чтобы слово стало нормой, необходимо общественное одобрение. Этикетные нормы складываются долго, они представляют традиции, особенности языкового менталитета. То есть можно только призывать к чему-то в рамках языковой политики, но нельзя обеспечить мгновенное и неукоснительное исполнение. Неспешность этого процесса определяет множество факторов, коротко сказать о которых не получится. Это вовсе не значит, что у нас невозможно появление новых формул общения. Так, буквально в последнее десятилетие в речи детей, школьников, студентов фиксируем форму просьбы «можно, пожалуйста», которая для старших наших сограждан представляется избыточной. Вполне допускаю, что может появиться и новая форма обращения к незнакомому человеку. Отмечу здесь две тенденции. Во-первых, сейчас существенно сокращается количество коммуникативных ситуаций, которые такого обращения требуют: к примеру, многие предпочитают обратиться к навигатору в собственном телефоне и не спрашивать дорогу у прохожих. Возможно, новая формула тогда совсем и не нужна? Во-вторых, обычные для этой ситуации формулы привлечения внимания «простите» или «извините» ощущаются недостаточно вежливыми, поэтому молодые люди нередко предваряют свое обращение на улице приветствием «добрый день» — для того чтобы установить контакт с незнакомым человеком. Возможно, эта тенденция усилится, или языковой коллектив самостоятельно выработает недостающую этикетную формулу.

Подводя итог, отметим: если взамен ничего не пришло, значит еще не пришло время. Наш язык — открытая естественная система, способная к саморазвитию. Возврат к старым формам, на мой взгляд, непродуктивен. Скорее, что-то новое появится, когда придет для него подходящий момент.

Фото из открытых источников (анонс)

Как возникают аутоиммунные заболевания?

Отвечает ассистент кафедры внутренних болезней Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, младший научный сотрудник лаборатории патологии соединительной ткани Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат медицинских наук Виталий Олегович Омельченко

Почему организм начинает атаковать самого себя, вырабатывать антитела против каких-либо органов? Почему аутоиммунные заболевания так трудно выявлять? И есть ли какие-то группы риска?

Аутоиммунные заболевания — это такие, при которых организм начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и атаковать их с привлечением механизмов приобретенного иммунитета и формированием хронического процесса. К классическим аутоиммунным заболеваниям (АИЗ) относят ревматоидный артрит, системные васкулиты, системную красную волчанку, аутоиммунный тиреоидит. Следует отличать данные патологии от аутовоспалительных заболеваний (АВЗ), при которых генетические дефекты врожденного иммунитета приводят к рецидивирующей активации иммунной системы в отсутствие аутоантигена. В этой группе выделяют моногенные (TRAPS, CAPS и другие) и полигенные аутовоспалительные заболевания (болезнь Стилла взрослых). Отдельно стоит рассматривать смешанные АВЗ, ассоциированные с HLA (анкилозирующий спондилит, псориаз, болезнь Бехчета).

В процессе созревания иммунной системы происходит формирование иммунологической толерантности, которая осуществляется несколькими механизмами: удаление аутореактивных клонов, редактирование генов рецепторов, анергия при отсутствии костимуляции, регулирование ответа Т-лимфоцитами. При поломке этих механизмов также формируются аутоиммунные заболевания. Существует несколько теорий срыва аутотолерантности. В качестве причин появления аутоиммунных заболеваний и нарушения распознавания «свой-чужой» рассматривают модификации самих антител в результате химического, физического, биологического воздействий, формирование перекрестных реакций с нормальными тканями организма, встречу с иммунной системой аутоантигена, в норме с ней не контактирующего (например, хрусталик глаза), нарушение функции регуляторных клеток.

Аутоиммунные заболевания делят на органоспецифичные (тиреоидит Хашимото, сахарный диабет 1-го типа) и органонеспецифичные (системная красная волчанка, ревматоидный артрит). Значительный полиморфизм аутоантигенов и аутоантител обусловливает сложность их выявления, а разнообразие клинической картины усложняет постановку диагноза. Практически всегда необходимо взаимодействие врачей нескольких специальностей: ревматолога, эндокринолога, кардиолога, невролога, дерматолога.

Группы риска действительно существуют. Женщины чаще страдают аутоиммунными заболеваниями, чем мужчины. Продемонстрирован вклад генетических факторов в патогенез аутоиммунитета, что повышает риск формирования патологии при наличии АИЗ у близких родственников. Поскольку иммунный ответ лежит в основе возникновения и поддержания АИЗ, потенциально иммуностимуляция может спровоцировать дебют.

Фото из открытых источников (анонс)

Близнецы через поколение — это миф?

Отвечает заведующий лабораторией генетики развития ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН, доцент кафедры цитологии и генетики Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Нариман Рашитович Баттулин

Считается, что близнецы рождаются через поколение. Так ли это на самом деле? Может ли кто-то быть генетически предрасположен к рождению двойни или тройни больше других?

Близнецы бывают монозиготные и гетерозиготные. Монозиготные — это как раз те случаи, когда посторонние люди не могут их различить, генетически они на 100 % идентичны друг другу. Гетерозиготные близнецы имеют 50 % общих генов, так же как обычные братья или сестры. Похоже, что гены не влияют (или почти не влияют) на вероятность появления монозиготных близнецов. Средняя частота рождения однояйцевых близнецов составляет 3—4 на 1 000 рождений, причем во всех уголках планеты эта частота почти одинаковая. С гетерозиготными близнецами ситуация интересней. В разных регионах частота рождений таких близнецов сильно отличается. Например, в Азии 6 на 1 000 рождений, а в Африке — 40 на 1 000 рождений. Рекордсмены по частоте рождений дизиготных близнецов — женщины народности йоруба из Западной Африки: 45 на 1 000 рождений. Раз это явление встречается с разной частотой у разных народов, значит, оно контролируется генетически. И действительно, ученые обнаружили генетический вариант, который может на 18 % увеличить вероятность рождения близнецов у женщин-носителей этого генетического варианта. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посчитаем, как часто рождаются близнецы. У европейских народов только у 1,4 % женщин появляются гетерозиготные близнецы. А среди женщин-носителей упомянутого генетического варианта мам близнецов действительно больше — 1,652 %. Разгадка в том, что, как и для многих признаков человека, предрасположенность к рождению близнецов контролируется огромным числом генов.

Близнецы рождаются довольно редко, поэтому идея, что в семьях обычно они появляются через поколение, неверная. Безусловно, такие семьи есть, но это случайность.

Стоит отметить, что в последнее время близнецов стало больше по одной негенетической причине. Некоторые вспомогательные репродуктивные технологии, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и некоторые другие, увеличивают риск многоплодной беременности. А поскольку эти технологии становятся всё доступнее, близнецов рождается больше. Однако вклад этой причины не так значителен, как многим кажется. К примеру, в США в 2011 году только 36 % близнецов появились после применения вспомогательных репродуктивных технологий. Так что большинство близнецов рождаются спонтанно по естественным причинам.

Фото из открытых источников (анонс)

Как связаны язык и мышление?

Отвечает директор Французского центра Новосибирского государственного университета профессор кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института НГУ, доктор филологических наук Мишель Дебренн

Чем отличается процесс мышления на родном языке от мышления на иностранном? У билингвов эта смена происходит осознанно или автоматически? Если человек думает над одной и той же проблемой на двух разных языках, он придет к одинаковым выводам?

В первую очередь нужно договориться о том, что мы называем билингвизмом. Согласно бытовому пониманию, билингв — человек, который владеет двумя языками одинаково, независимо от того, как он этого достиг. В глазах ученых это состояние называется амбилингвизмом или эквилингвизмом, и это всего лишь частный случай гораздо более широко распространенного явления. Таким образом, билингвизм — использование в ежедневной жизни двух (или больше) языков или диалектов. Каждый билингв — билингв по-своему, это явление постоянно меняется во времени, с течением его жизни, и в пространстве, в зависимости от ситуации, круга общения, тематики разговора. То один, то другой язык может доминировать. Любой из них может забыться, в том числе родной.

Билингвов часто спрашивают: «На каком языке вы думаете?» Лично я всегда отвечаю, что это зависит от окружения и от темы, иногда — одновременно на разных языках. Дело в том, что мы довольно редко мыслим законченными фразами. На глубинном уровне — образами, а на более поверхностном — облекаем мысли в слова. Маленький ребенок способен на умозаключения, даже до того, как научится говорить. Некоторые животные решают сложные логические задачи не методом тыка, а прогнозируя эффект тех или иных действий. Они думают, но тоже не словами, не на языке. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что процесс мышления или его результаты не зависят от того, на каком языке думает человек. Простая аналогия — счет: итог математической операции не зависит от того, на каком языке человек считает. Билингв может думать на смеси языков, какие-то обрывки доходят до сознания то на одном, то на другом, в зависимости от контекста.

Если говорить о внутренней речи тех, кого обычно называют совершенными билингвами (и которых мы договорились называть амбилингвами) — в большинстве случаев переход от одного языка к другому особо не ощущается, потому что для него нет языка № 1 и языка № 2, а есть одна большая языковая компетенция, из которой он в любой момент черпает нужные ему элементы. Этот феномен, известный под названием «билингвальная речь», ярко проявляется в общении двух (или более) билингвов между собой. Они постоянно переходят с одного языка на другой, перемежая отдельные слова или целые предложения. Причина не в лени следить за чистотой языка, а в том, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, когда активированы оба языка.

Большинство билингвов признает — их поведение, манера говорить, черты характера отличаются в зависимости от языка. Это происходит не только в ситуации дву- или многоязычия. Монолингв (человек, владеющий только одним языком) может проявлять себя неодинаково на работе, дома, в спортивном клубе или на рыбалке. У билингвов эти сферы общения способны реализоваться на разных языках — потому ему и кажется, что он ведет себя несколько иначе, так как говорит на другом языке. На самом деле модель поведения человека действительно меняется, например деформируется тембр голоса, но не потому, что индивид говорит на другом языке, а потому, что он говорит с другими людьми, у которых другие поведенческие сценарии.

Фото из открытых источников

Где в России можно увидеть китов?

Отвечает заведующий лабораторией экологии сообществ позвоночных животных Института систематики и экологии животных СО РАН доктор биологических наук Юрий Нарциссович Литвинов

Где и когда в России можно наблюдать китообразных?

Отряд китообразных насчитывает в фауне России 23 вида, это в основном обитатели мирового океана, крупных рек и озер. В нашей стране этих животных можно наблюдать на побережье северных и восточных морей. Естественно, что увидеть китов вероятней всего с борта корабля, во время морского путешествия. Иногда эти экзотические животные образуют летние скопления в дельтах крупных рек. Белухи, например, собираются в дельте Северной Двины (Баренцево море), Оби и Енисея, а также у побережья острова Северная Земля (Карское море), в Японском море у побережья острова Сахалин. Очень много серых китов летом в районе Берингова пролива на Чукотке. Кашалота и сейвала летом вероятно увидеть в районе Курильских островов. В пределах России в Черном море можно наблюдать несколько видов дельфинов, которые также относятся к китообразным. Это дельфин-белобочка и афалина.

Фото из открытых источников (анонс)

Есть ли постпраздничная депрессия?

Отвечает доцент Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Елена Алексеевна Дорошева

Почему после праздников появляется депрессивное состояние, ведь ты должен быть, наоборот, бодр и энергичен? И депрессия ли это? Можно и нужно ли с этим бороться?

Причин снижения настроения после праздничных дней может быть достаточно много. Например, неудовлетворенность рутинной деятельностью, к которой нужно возвращаться: нам было хорошо, снова стало тяжело или скучно. По данным ряда авторов в области психологии, при наличии эмоционального выгорания (ему подвержены представители социальных профессий), даже после полноценного отпуска в течение месяца или больше, первые негативные симптомы могут вновь проявиться уже в первые дни работы, а полная картина выгорания — через неделю.

Не исключено, что влияет характер проведения самих праздников. Действительно ли был полноценный отдых или отдавалась дань необходимости, то есть обязательно надо нарезать оливье, убрать квартиру, вымыть окна, несмотря на мороз? Или были какие-то ожидания от праздников, которые оказались не реализованы? Это приводит к разочарованию. В последние годы много установок на активную демонстрацию того, как проведены праздничные дни, отпуск — показатель некого социального благополучия, статуса. В период пандемии такая тенденция немного снизилась (есть объективный повод сидеть дома), зато добавились огорчения от того, что куда-то нельзя поехать и нужно искать альтернативные варианты, что может привести к разочарованиям.

Еще существует явление, которое получило метафорическое название «директорский синдром». Его суть в том, что человек напряженно работал, чувствовал непрерывную ответственность, был в постоянном стрессе, не мог позволить себе даже заболеть, потому что производственная необходимость, семья и прочее. Когда же приходят длительные выходные или отпуск — стресс спадает, начинает работать до того подавленный иммунитет, а индивид вместо долгожданного отдыха заболевает. Это серьезный сигнал о том, что нужно работать со стрессовыми факторами, уменьшать их число в жизни, а также усиливать свою устойчивость к стрессу.

В случае снижения активности и настроения после праздников некорректно говорить о текущем состоянии как о депрессии, психическом расстройстве. Депрессия — серьезное нарушение психического функционирования, когда человек не может переживать радость и мотивироваться чем-то положительным: будущими достижениями, приятными событиями. В этом случае происходит глубокое и длительное погружение в отрицательные переживания, сильная заторможенность, снижение внимания, памяти. Однако депрессивные тенденции, конечно, могут проявляться или локально усиливаться.

Стоит ли бороться с подавленным состоянием после праздников? Думаю, такое состояние является причиной задуматься, что же именно его вызвало. Чего хочется, какие потребности сейчас не удовлетворены? Такие рассуждения могут помочь в дальнейшем улучшить свою жизнь, а вместе с этим улучшится настроение, придет энергия. Может быть, необходимо сменить работу или ее режим, проводить праздники по-другому, в другом месте. Либо изменить сами ожидания — так, скорее всего, вам хотелось полежать на диване, но идея о горнолыжном курорте звучит социально более приемлемо. Возможно, глобально у вас нет никаких проблем, однако в режиме рабочего дня и обыденной жизни нужна дополнительная подпитка — праздник каждый день. Тогда уже необходимо подумать, как ее организовать.