Сегодня - 09.03.2021

Задайте вопрос учёному

В этом разделе вы можете задать вопросы, относящиеся к любому научному направлению: будь то археология или ядерная физика. Задавая вопрос, вы можете обозначить, ученому какой специальности он адресован. Если вы не определились с адресатом, мы найдем для ответа на ваш вопрос компетентного эксперта. Ответ будет опубликован на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что не подлежат рассмотрению вопросы и обращения, в которых содержатся выражения, оскорбляющие чьи-либо честь и достоинство, а также те, из которых не представляется возможным понять суть вопроса.

Вопросы вы можете направлять на электронный адрес: scienceinsiberia@gmail.com с пометкой в теме: «Вопрос ученому»

Как возникают аутоиммунные заболевания?

Отвечает ассистент кафедры внутренних болезней Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, младший научный сотрудник лаборатории патологии соединительной ткани Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат медицинских наук Виталий Олегович Омельченко

Почему организм начинает атаковать самого себя, вырабатывать антитела против каких-либо органов? Почему аутоиммунные заболевания так трудно выявлять? И есть ли какие-то группы риска?

Аутоиммунные заболевания — это такие, при которых организм начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и атаковать их с привлечением механизмов приобретенного иммунитета и формированием хронического процесса. К классическим аутоиммунным заболеваниям (АИЗ) относят ревматоидный артрит, системные васкулиты, системную красную волчанку, аутоиммунный тиреоидит. Следует отличать данные патологии от аутовоспалительных заболеваний (АВЗ), при которых генетические дефекты врожденного иммунитета приводят к рецидивирующей активации иммунной системы в отсутствие аутоантигена. В этой группе выделяют моногенные (TRAPS, CAPS и другие) и полигенные аутовоспалительные заболевания (болезнь Стилла взрослых). Отдельно стоит рассматривать смешанные АВЗ, ассоциированные с HLA (анкилозирующий спондилит, псориаз, болезнь Бехчета).

В процессе созревания иммунной системы происходит формирование иммунологической толерантности, которая осуществляется несколькими механизмами: удаление аутореактивных клонов, редактирование генов рецепторов, анергия при отсутствии костимуляции, регулирование ответа Т-лимфоцитами. При поломке этих механизмов также формируются аутоиммунные заболевания. Существует несколько теорий срыва аутотолерантности. В качестве причин появления аутоиммунных заболеваний и нарушения распознавания «свой-чужой» рассматривают модификации самих антител в результате химического, физического, биологического воздействий, формирование перекрестных реакций с нормальными тканями организма, встречу с иммунной системой аутоантигена, в норме с ней не контактирующего (например, хрусталик глаза), нарушение функции регуляторных клеток.

Аутоиммунные заболевания делят на органоспецифичные (тиреоидит Хашимото, сахарный диабет 1-го типа) и органонеспецифичные (системная красная волчанка, ревматоидный артрит). Значительный полиморфизм аутоантигенов и аутоантител обусловливает сложность их выявления, а разнообразие клинической картины усложняет постановку диагноза. Практически всегда необходимо взаимодействие врачей нескольких специальностей: ревматолога, эндокринолога, кардиолога, невролога, дерматолога.

Группы риска действительно существуют. Женщины чаще страдают аутоиммунными заболеваниями, чем мужчины. Продемонстрирован вклад генетических факторов в патогенез аутоиммунитета, что повышает риск формирования патологии при наличии АИЗ у близких родственников. Поскольку иммунный ответ лежит в основе возникновения и поддержания АИЗ, потенциально иммуностимуляция может спровоцировать дебют.

Фото из открытых источников (анонс)

Близнецы через поколение — это миф?

Отвечает заведующий лабораторией генетики развития ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН, доцент кафедры цитологии и генетики Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Нариман Рашитович Баттулин

Считается, что близнецы рождаются через поколение. Так ли это на самом деле? Может ли кто-то быть генетически предрасположен к рождению двойни или тройни больше других?

Близнецы бывают монозиготные и гетерозиготные. Монозиготные — это как раз те случаи, когда посторонние люди не могут их различить, генетически они на 100 % идентичны друг другу. Гетерозиготные близнецы имеют 50 % общих генов, так же как обычные братья или сестры. Похоже, что гены не влияют (или почти не влияют) на вероятность появления монозиготных близнецов. Средняя частота рождения однояйцевых близнецов составляет 3—4 на 1 000 рождений, причем во всех уголках планеты эта частота почти одинаковая. С гетерозиготными близнецами ситуация интересней. В разных регионах частота рождений таких близнецов сильно отличается. Например, в Азии 6 на 1 000 рождений, а в Африке — 40 на 1 000 рождений. Рекордсмены по частоте рождений дизиготных близнецов — женщины народности йоруба из Западной Африки: 45 на 1 000 рождений. Раз это явление встречается с разной частотой у разных народов, значит, оно контролируется генетически. И действительно, ученые обнаружили генетический вариант, который может на 18 % увеличить вероятность рождения близнецов у женщин-носителей этого генетического варианта. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посчитаем, как часто рождаются близнецы. У европейских народов только у 1,4 % женщин появляются гетерозиготные близнецы. А среди женщин-носителей упомянутого генетического варианта мам близнецов действительно больше — 1,652 %. Разгадка в том, что, как и для многих признаков человека, предрасположенность к рождению близнецов контролируется огромным числом генов.

Близнецы рождаются довольно редко, поэтому идея, что в семьях обычно они появляются через поколение, неверная. Безусловно, такие семьи есть, но это случайность.

Стоит отметить, что в последнее время близнецов стало больше по одной негенетической причине. Некоторые вспомогательные репродуктивные технологии, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и некоторые другие, увеличивают риск многоплодной беременности. А поскольку эти технологии становятся всё доступнее, близнецов рождается больше. Однако вклад этой причины не так значителен, как многим кажется. К примеру, в США в 2011 году только 36 % близнецов появились после применения вспомогательных репродуктивных технологий. Так что большинство близнецов рождаются спонтанно по естественным причинам.

Фото из открытых источников (анонс)

Как связаны язык и мышление?

Отвечает директор Французского центра Новосибирского государственного университета профессор кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института НГУ, доктор филологических наук Мишель Дебренн

Чем отличается процесс мышления на родном языке от мышления на иностранном? У билингвов эта смена происходит осознанно или автоматически? Если человек думает над одной и той же проблемой на двух разных языках, он придет к одинаковым выводам?

В первую очередь нужно договориться о том, что мы называем билингвизмом. Согласно бытовому пониманию, билингв — человек, который владеет двумя языками одинаково, независимо от того, как он этого достиг. В глазах ученых это состояние называется амбилингвизмом или эквилингвизмом, и это всего лишь частный случай гораздо более широко распространенного явления. Таким образом, билингвизм — использование в ежедневной жизни двух (или больше) языков или диалектов. Каждый билингв — билингв по-своему, это явление постоянно меняется во времени, с течением его жизни, и в пространстве, в зависимости от ситуации, круга общения, тематики разговора. То один, то другой язык может доминировать. Любой из них может забыться, в том числе родной.

Билингвов часто спрашивают: «На каком языке вы думаете?» Лично я всегда отвечаю, что это зависит от окружения и от темы, иногда — одновременно на разных языках. Дело в том, что мы довольно редко мыслим законченными фразами. На глубинном уровне — образами, а на более поверхностном — облекаем мысли в слова. Маленький ребенок способен на умозаключения, даже до того, как научится говорить. Некоторые животные решают сложные логические задачи не методом тыка, а прогнозируя эффект тех или иных действий. Они думают, но тоже не словами, не на языке. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что процесс мышления или его результаты не зависят от того, на каком языке думает человек. Простая аналогия — счет: итог математической операции не зависит от того, на каком языке человек считает. Билингв может думать на смеси языков, какие-то обрывки доходят до сознания то на одном, то на другом, в зависимости от контекста.

Если говорить о внутренней речи тех, кого обычно называют совершенными билингвами (и которых мы договорились называть амбилингвами) — в большинстве случаев переход от одного языка к другому особо не ощущается, потому что для него нет языка № 1 и языка № 2, а есть одна большая языковая компетенция, из которой он в любой момент черпает нужные ему элементы. Этот феномен, известный под названием «билингвальная речь», ярко проявляется в общении двух (или более) билингвов между собой. Они постоянно переходят с одного языка на другой, перемежая отдельные слова или целые предложения. Причина не в лени следить за чистотой языка, а в том, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, когда активированы оба языка.

Большинство билингвов признает — их поведение, манера говорить, черты характера отличаются в зависимости от языка. Это происходит не только в ситуации дву- или многоязычия. Монолингв (человек, владеющий только одним языком) может проявлять себя неодинаково на работе, дома, в спортивном клубе или на рыбалке. У билингвов эти сферы общения способны реализоваться на разных языках — потому ему и кажется, что он ведет себя несколько иначе, так как говорит на другом языке. На самом деле модель поведения человека действительно меняется, например деформируется тембр голоса, но не потому, что индивид говорит на другом языке, а потому, что он говорит с другими людьми, у которых другие поведенческие сценарии.

Фото из открытых источников

Где в России можно увидеть китов?

Отвечает заведующий лабораторией экологии сообществ позвоночных животных Института систематики и экологии животных СО РАН доктор биологических наук Юрий Нарциссович Литвинов

Где и когда в России можно наблюдать китообразных?

Отряд китообразных насчитывает в фауне России 23 вида, это в основном обитатели мирового океана, крупных рек и озер. В нашей стране этих животных можно наблюдать на побережье северных и восточных морей. Естественно, что увидеть китов вероятней всего с борта корабля, во время морского путешествия. Иногда эти экзотические животные образуют летние скопления в дельтах крупных рек. Белухи, например, собираются в дельте Северной Двины (Баренцево море), Оби и Енисея, а также у побережья острова Северная Земля (Карское море), в Японском море у побережья острова Сахалин. Очень много серых китов летом в районе Берингова пролива на Чукотке. Кашалота и сейвала летом вероятно увидеть в районе Курильских островов. В пределах России в Черном море можно наблюдать несколько видов дельфинов, которые также относятся к китообразным. Это дельфин-белобочка и афалина.

Фото из открытых источников (анонс)

Есть ли постпраздничная депрессия?

Отвечает доцент Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Елена Алексеевна Дорошева

Почему после праздников появляется депрессивное состояние, ведь ты должен быть, наоборот, бодр и энергичен? И депрессия ли это? Можно и нужно ли с этим бороться?

Причин снижения настроения после праздничных дней может быть достаточно много. Например, неудовлетворенность рутинной деятельностью, к которой нужно возвращаться: нам было хорошо, снова стало тяжело или скучно. По данным ряда авторов в области психологии, при наличии эмоционального выгорания (ему подвержены представители социальных профессий), даже после полноценного отпуска в течение месяца или больше, первые негативные симптомы могут вновь проявиться уже в первые дни работы, а полная картина выгорания — через неделю.

Не исключено, что влияет характер проведения самих праздников. Действительно ли был полноценный отдых или отдавалась дань необходимости, то есть обязательно надо нарезать оливье, убрать квартиру, вымыть окна, несмотря на мороз? Или были какие-то ожидания от праздников, которые оказались не реализованы? Это приводит к разочарованию. В последние годы много установок на активную демонстрацию того, как проведены праздничные дни, отпуск — показатель некого социального благополучия, статуса. В период пандемии такая тенденция немного снизилась (есть объективный повод сидеть дома), зато добавились огорчения от того, что куда-то нельзя поехать и нужно искать альтернативные варианты, что может привести к разочарованиям.

Еще существует явление, которое получило метафорическое название «директорский синдром». Его суть в том, что человек напряженно работал, чувствовал непрерывную ответственность, был в постоянном стрессе, не мог позволить себе даже заболеть, потому что производственная необходимость, семья и прочее. Когда же приходят длительные выходные или отпуск — стресс спадает, начинает работать до того подавленный иммунитет, а индивид вместо долгожданного отдыха заболевает. Это серьезный сигнал о том, что нужно работать со стрессовыми факторами, уменьшать их число в жизни, а также усиливать свою устойчивость к стрессу.

В случае снижения активности и настроения после праздников некорректно говорить о текущем состоянии как о депрессии, психическом расстройстве. Депрессия — серьезное нарушение психического функционирования, когда человек не может переживать радость и мотивироваться чем-то положительным: будущими достижениями, приятными событиями. В этом случае происходит глубокое и длительное погружение в отрицательные переживания, сильная заторможенность, снижение внимания, памяти. Однако депрессивные тенденции, конечно, могут проявляться или локально усиливаться.

Стоит ли бороться с подавленным состоянием после праздников? Думаю, такое состояние является причиной задуматься, что же именно его вызвало. Чего хочется, какие потребности сейчас не удовлетворены? Такие рассуждения могут помочь в дальнейшем улучшить свою жизнь, а вместе с этим улучшится настроение, придет энергия. Может быть, необходимо сменить работу или ее режим, проводить праздники по-другому, в другом месте. Либо изменить сами ожидания — так, скорее всего, вам хотелось полежать на диване, но идея о горнолыжном курорте звучит социально более приемлемо. Возможно, глобально у вас нет никаких проблем, однако в режиме рабочего дня и обыденной жизни нужна дополнительная подпитка — праздник каждый день. Тогда уже необходимо подумать, как ее организовать.

Фото из открытых источников (анонс)

От чего зависит длительность иммунитета?

Отвечает старший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН кандидат биологических наук Сергей Викторович Кулемзин

Почему от каких-то болезней иммунитет формируется на всю жизнь, от каких-то сохраняется месяцы, а про коронавирус мы вообще пока ничего не понимаем?

Длительный иммунитет к инфекциям после болезни или вакцинации поддерживается благодаря присутствию в организме так называемых клеток иммунологической памяти. Соответственно, возникает вопрос: почему в одних случаях такие клетки формируются лучше и живут дольше, а в других случаях таких клеток образуется мало или они меньше живут? Полностью этот вопрос еще не изучен, однако уже понятно, что очень важна «обстановка» в организме во время формирования клеток памяти. Например, зашкаливающие уровни провоспалительных цитокинов в организме пациентов с крайне тяжелой формой COVID-19 не позволяют сформироваться большому числу клеток памяти, из-за чего длительность иммунного ответа может сокращаться. Для пациентов, перенесших его не так тяжело, уже показано формирование достаточного числа клеток памяти, что позволяет надеяться на более продолжительный срок поддержания иммунологической памяти, но как долго он будет поддерживаться, год или десятилетия, пока не ясно.

Изображение из отрытых источников (анонс)

Психология и философия — науки?

Отвечает ведущий научный сотрудник отдела философии Института философии и права СО РАН доктор философских наук Валентин Никонович Карпович

Можно ли считать науками психологию и философию? Каковы вообще критерии научности знания?

Во многом трудности оценки различных дисциплин как научных связаны с тем, что само слово «наука» многозначно. Исторический пример подобной многозначности дает слово «логос» из древнегреческого. В одном из переводов Библии сохранили греческий термин и написали: «В начале был Логос (слово), и Логос был с Богом (мысль), и Богом был Логос (закон)».

Слово «наука» и его аналоги в других языках многозначны. Разнообразие словоупотребления, обозначения объектов и предметов науки отразилось в принятом словоупотреблении разных языков и культур. В русском и немецком «наука» — совокупность знаний специалистов в разных областях. В английском языке латинское «знание» стало названием, которое чаще используют для обозначения естествознания, а для «наук о духе» чаще употребляется термин humanities, но есть и общее понятие scholarship (ученость).

Из разнообразия терминологического и понятийного рядов возникает и разнообразие оценок, а с ним и противопоставление научных исследований в разных областях. Это и понятно: любое противопоставление связано с предпочтениями, выбором одной из сторон как образцовой. В частности, умозрительный характер философии и общественных наук привел к предпочтениям «позитивного» знания, установленного и обоснованного опытом. Иногда эти границы проводятся достаточно произвольно, и поскольку психология связана с изучением поведения, которое дает основания для выдвижения гипотез о мотивах и поступках, ее часто относят к «позитивному» знанию, в котором порой встречаются и спекулятивные теории, и сомнительные методы.

Несмотря на возникшее в XIX — начале XX века противопоставление наук, исходные идеи о единстве науки как познавательной деятельности сохранились и даже стали популярными в середине прошлого века. Пример — книга Томаса Куна «Структура научных революций», где на фактах из истории науки показано значение истолкований и «гуманитарных» приемов в естествознании. Они проявляются в стремлении достичь «понимания» замысла природы, в разновидности объяснений, сначала называемых «телеологическими», а позднее — «функциональными». Из них составляется «рассказ» о «замысле» природы. Кавычки важны, потому что указывают на перенос значений из одной области познания в другую, из наук о духе в науки о природе.

Такие переносы могут быть использованы в идеологических целях, для обоснования определенного мировоззрения, якобы сугубо «научного». За примерами далеко ходить не надо: борьба с морганизмом-вейсманизмом или с «ползучим эмпиризмом», с религией или, наоборот, с «научным атеизмом» (название учебной дисциплины!), противопоставление теории эволюции и креационизма — всё это было в недавней истории и существует в той или иной форме и сейчас.

Таким образом, ответить на вопрос о значимости и обоснованности различия наук можно так: наука (если это наука, а не псевдонаука, не закос под нее) имеет общие методы исследования, которые признаются научным сообществом как способствующие прогрессу познания в разных областях. В первую очередь это гипотетико-дедуктивный метод как наиболее общая схема научного исследования, а также методы установления фактов, включая протокольно фиксируемые результаты экспериментов и статистику. Наоборот, любые предположения, принимаемые догматически, ведут к необоснованным ограничениям на методы или предмет исследования и тормозят развитие науки как социального института.

К сожалению, в общественных науках, в отличие от математики и даже естествознания, влияние догматической идеологии проявляется чаще и нагляднее, что опять-таки легко проследить в истории науки, хотя бы даже в СССР. Тут можно вспомнить печально знаменитую статью «Вопросы языкознания» от одного «большого ученого», затормозившую развитие языкознания в стране, известный пример того, как госаппарат берется определять, что в науке правильно или неправильно, и что из этого получается.

Подлинная наука требует свободы мысли, ограниченной лишь достоверностью, квинтэссенцией здравого смысла, зависящей от времени и обстоятельств. Расширение фактической базы и методов исследования в этом случае ведет к развитию всех наук, как естественных, так и общественных, как в фактической (позитивной) составляющей, так и теоретической (обосновательной). Теория предполагает уяснение сути наблюдаемого для себя и разъяснение для других, и тогда она сама и использованные в ней новые факты и теоретические модели становятся частью научного знания в любой из его разновидностей на определенном этапе развития науки как таковой.

Фото из открытых источников

Как открыли антисептические свойства йода и зеленки?

Отвечает старший научный сотрудник Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН, доцент Новосибирского национального исследовательского государственного университета кандидат химических наук Елизавета Викторовна Лидер

Как открыли их антисептические свойства? Почему зеленку почти нигде, кроме стран постсоветского пространства, не используют? Есть ли данные о токсичности или канцерогенности зеленки?

В первую очередь хочется отметить, что полное название зеленки — бриллиантовый зеленый — возникло из-за неправильного перевода с французского brillant, то есть блестящий. Первоначально это вещество было получено еще в 1879 году как промышленный краситель для тканей. Эту роль оно и играло на протяжении практически тридцати лет. Примерно в это же время, в первую очередь благодаря работам французского ученого Луи Пастера и немецкого ученого Роберта Коха, активно начинает развиваться микробиология и, как следствие, антисептика. Для того чтобы микроорганизмы было лучше видно под микроскопом, ученые использовали различные красители. В 1910-х годах очередь дошла, наконец, и до зеленки. Однако выяснилось, что некоторые микробы под ее воздействием погибали. Одна из первых публикаций, описывающая антисептические свойства зеленки, за авторством английского патолога профессора Арчибальда Лейча, вышла в 1916-м. В годы Первой мировой войны воюющие страны очень нуждались в дешевых и эффективных средствах обработки ран. Йода, известного к тому времени своими антисептическими свойствами, катастрофически не хватало. Так, в России к 1916 году все его имевшиеся запасы иссякли. Поэтому достаточно простой в плане получения и устойчивый к хранению бриллиантовый зеленый быстро занял свое место среди антисептиков. Развитие науки в то время не позволяло провести детальный анализ воздействия бриллиантового зеленого на микроорганизмы и на организм человека в целом. Но было выяснено, что он губительным образом действует на стафилококк, стрептококк и другие так называемые грамположительные бактерии. Обладает он и фунгицидным действием, то есть помогает бороться с некоторыми видами грибков. Всё это было установлено опытным путем, однако точный механизм воздействия на микробы до сих пор не выяснен. Причина этого кроется, по всей видимости, в экономической составляющей вопроса. Подобные исследования достаточно дороги, а целесообразность их применительно к давно известному препарату весьма сомнительна: его в дальнейшем не запатентуешь. Однако, с другой стороны, и никаких существенных проблем для здоровья зеленка не несет: негативное воздействие на организм человека до сих пор не обнаружено (по той же самой причине). Следует только избегать попадания зеленки на слизистые оболочки и внутрь организма, а это как раз не относится к области применения данного антисептика. Но ведь примерно такая же ситуация и с обычным хозяйственным мылом.

В настоящее время зеленка входит в список антисептиков, одобренных Всемирной организацией здравоохранения. Однако, несмотря на это, найти зеленку в аптеках стран Европы или, например, Китая проблематично: там она не используется. Однозначно сказать о причине этого сложно. Существует мнение, что дело кроется как раз в том, что механизм действия зеленки не раскрыт, не проведены исследования и по канцерогенности препарата. В России традиционно исходят из предположения, что если до сих пор ничего плохого не обнаружено, то всё нормально. Также следует отметить и эстетическую сторону применения зеленки: не каждый захочет, чтобы его разбитую коленку зеленого цвета было видно всем и издалека. В настоящее время существует огромное количество бесцветных мазей, линиментов, растворов, содержащих антибиотики и фунгициды. Даже йод по интенсивности окрашивания заметно уступает зеленке и гораздо быстрее исчезает с кожи, а по своей эффективности даже превосходит бриллиантовый зеленый. Правда, при попадании в рану могут пострадать ткани организма: йод достаточно жесткий в этом плане препарат. Зеленка, наоборот, действует мягко и не сжигает кожу, благодаря чему ее можно наносить прямо на открытую рану. Она проникает в ткани глубже, ее действие продолжительнее, чем у йода, поэтому зеленка незаменима, когда нужна длительная защита от микробов. Вообще, йод, наряду с карболовой кислотой (в просторечье — карболка), является одним из первых антисептиков в медицине. Его использование в хирургии началось еще в 1880-х годах. Однако проблемы добычи йода в промышленных масштабах привели к тому, что место основного антисептика в наших аптечках прочно заняла зеленка.

Фото из открытых источников (анонс)

Можно ли в России провести спокойную жизнь?

Отвечает директор Института истории СО РАН кандидат исторических наук Вадим Маркович Рынков

Были в российской истории продолжительные периоды без внутренних и внешних катаклизмов? Можно ли было за последние два или три века родиться в России и прожить жизнь без таких фоновых исторических событий, как перевороты, войны, революции и репрессии?

Вопрос далеко не прост, как на первый взгляд кажется. Нам потребуется сделать ряд оговорок. Что считать периодом одной жизни? Среднестатистическую ее продолжительность? В начале XX века она была 44 года, сейчас 73. Сорок лет без больших войн у нас бывало, 70 –— нет. Кроме того, представление об уровне жизни и допустимой степени его колебаний менялось со временем. Сельский производитель XVIII—XIX веков был очень зависим от метеоусловий. Неурожайные годы оказывали на его жизнь влияние посильнее иных войн. Сейчас мы замечаем неурожаи некоторым колебанием рыночных цен. Современные катастрофы, как, например, обвал уровня жизни в 1990-е годы, 150—200 лет назад воспринимался как вполне допустимый спад при сохранении сносных условий существования — от голода и эпидемий никто в 1990-е годы не умирал. Поэтому можно говорить лишь об относительных показателях уровня жизни, его подъемах и падениях при общем поступательном развитии как долговременном тренде.

Действительно, Россия в силу своих размеров и большого числа государств-соседей воевала очень часто и длительными эпохами процветания похвастаться не может. Пожалуй, XVIII век после бурного и экономически очень тяжелого петровского правления был относительно спокойным. Общество медленно и постепенно накапливало ресурсы, так что даже Русско-турецкая война 1768—1774 годов, обошедшаяся России дороже Северной войны и унесшая за шесть лет больше, чем за двадцать один год войны со шведами, не стала катастрофой, а вызвала лишь некоторый спад в развитии. Дворцовые перевороты влияли только на численно небольшую политическую элиту.

XIX век был куда более динамичен в плане крупных войн. Наполеоновская, Крымская и куда менее известная Русско-турецкая 1877—1878 годов — настоящие потрясения для российского хозяйства, сопровождавшиеся спадом экономики, финансовыми кризисами, длительным восстановительным периодом. Далее следует отметить достаточно продолжительный период относительного стабильного поступательного развития, во время которого росло благосостояние населения, — самый конец царствования Александра I и тридцатилетие Николая I — это почти продолжительность жизни поколения. Последние десятилетия крепостного права оказались куда более благоприятными, чем десятилетия великих реформ с их вялым топтанием на месте в плане уровня жизни.

XX век богат на социальные катаклизмы. Общество страдало не только в ужасных войнах — двух мировых, и дело не только в политических репрессиях, упомянутых в вопросе, а в том, что бурный экономический рост происходил за счет инвестиций в производство, а не в благосостояние населения. Пожалуй, единственное поколение, которое выросло и обрело зрелость в условиях длительного экономического роста, — поколение рожденных в послевоенное десятилетие. Но и на их долю достались 1990-е, которые они воспринимают как трагический обвал уровня жизни, что, по сути, таковым и являлось.

Интересно обратить внимание не на поиск целого поколения проживших в спокойное время, а на короткие эпохи процветания. А они у нас связаны не с реформами, а с началом царствований или правлений и «секретарств». Примерно пятилетку каждый новый правитель и руководитель (исключая Иосифа Виссарионовича Сталина и Бориса Николаевича Ельцина) инвестирует средства в подданных или граждан — снижает налоги, списывает недоимки, раздает кредиты и ослабляет государственный контроль. Потом этот вектор сходит на нет, а то и меняется на противоположный.

Фото: фрагмент панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», автор Ф.А. Рубо (анонс)

Правда ли, что нервные клетки не восстанавливаются?

Отвечает научный сотрудник лаборатории нейрогеномики поведения ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Антон Сергеевич Цыбко

Нам с детства говорят, что необходимо лишний раз не нервничать, потому что нервные клетки не восстанавливаются. Правда ли это или миф? Нервные клетки действительно умирают, когда мы нервничаем, и насколько этот процесс опасен для организма (есть ли связь с уровнем стресса, то есть перед экзаменом или в случае аварии на машине сопоставимо ли количество умерших нервных клеток)? Насколько критичен этот процесс для нервной системы?

Представление о том, что нервные клетки не восстанавливаются, скорее, миф. Нервная система вообще очень пластична. В нашем мозге постоянно образуются новые нервные клетки (у человека — по 700 каждый день). Но так происходит не повсеместно в мозгу, а только в нескольких особых областях — нейрогенных нишах. Их немного, и одной из таких является субгранулярная зона гиппокампа. Он скрыт под корой мозга, но выполняет важную функцию в процессах обучения и памяти. Это своеобразный микропроцессор, который обрабатывает и перераспределяет информацию о пространстве, в котором мы живем. Образующиеся нервные клетки встраиваются в существующие нервные сети и помогают гиппокампу справляться с ворохом задач.

Стресс, увы, неотъемлемая часть нашей жизни. Стрессовые ситуации могут отличаться по силе и продолжительности, но всегда связаны со специфической реакцией организма. Она заключается в усиленном выбросе стрессовых гормонов — глюкокортикоидов. Они, как сигнал тревоги, мобилизующий организм к реакции, которая получила название «бей или беги». Будь перед нами голодный тигр или рассерженный преподаватель на экзамене, система реагирует одинаково (разве что уровень глюкокортикоидов может повышаться в разных пределах). Так сложилось: с точки зрения эволюции, мы всё еще первобытные охотники в саванне. Но у глюкокортикоидов есть и «темная сторона», неочевидная и скрытая от глаз. Как показали исследования на животных, глюкокортикоиды останавливают деление клеток в нейрогенных нишах и снижают выживаемость уже появившихся нейронов. Да, в некотором смысле стрессовые гормоны убивают нервные клетки.

Глюкокортикоиды — это стероидные гормоны, у них нет рецепторов на поверхности клеток, вместо этого они, словно непрошеные гости, заходят прямо в клеточное ядро и напрямую вмешиваются в процесс считывания информации с генов. Так стрессовые гормоны подавляют синтез особых белков — нейротрофических факторов. Без них нарушается сложность нейрональных отростков, уменьшается их количество, исчезают синапсы. Представьте себе нервную клетку как увядающее деревце с опадающими листьями и веточками. Неприглядная картина. Работа нервных сетей нарушается, нарушаются и когнитивные функции, эмоциональный контроль. Длительный стресс и возникающие проблемы с нервными связями могут иметь серьезные, далеко идущие последствия для психического здоровья. Однако не стоит отчаиваться: как показывают исследования, если действие глюкокортикоидов прекращается, нейрогенез восстанавливается и нейроны возвращают себе прежнюю функциональную форму.

Про то, как стресс влияет на мозг и как стрессовые гормоны провоцируют психические заболевания, можно написать книгу (и не одну!), поэтому предложенный здесь взгляд является, конечно, упрощенным. Картина работы мозга невероятно сложна, всегда найдется множество оттенков и полутонов. Но, как показывают исследования, распространенная точка зрения о том, что стресс плохо влияет на нервные клетки, недалека от истины. В заключение могу сказать только одно: не волнуйтесь по пустякам!