Сегодня - 18.01.2021

Антибиотики и их эффективность

Отвечает:
научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат биологических наук Сергей Евгеньевич Седых

Как образуются бактерии с лекарственной устойчивостью, с «иммунитетом» к антибиотику?

Может ли у человека выработаться иммунитет ко всем доступным антибиотикам? Если да, то чем в таком случае лечиться?

Иммунитет человека образуется к чужеродным молекулам антигенам: белкам, олиго- или полисахаридам. Так как антибиотики — это низкомолекулярные вещества, у человека иммунитет к антибиотикам образоваться не может.

После заболевания может образоваться иммунитет к вирусу или бактерии. На этом основаны вакцины: когда пациента иммунизируют препаратом, содержащим определенные антигены вируса, бактерии или убитый вирус, бактерию. В таком случае в организме на введенный антиген образуются защитные антитела, которые выводят вирус/бактерию, содержащую на поверхности этот антиген.

Бактерии — быстро эволюционирующие существа. Препараты для лечения заболеваний бактериальной природы называют антибиотиками (в англоязычной литературе так называют и противовирусные препараты, но в русскоязычной — именно антибактериальные), эти средства принципиально важно принимать курсом (3—10—30 дней, в зависимости от заболевания и лекарства). И это неслучайно.Если прекратить применение антибиотика до окончания курса, в организме могут остаться менее чувствительные к нему бактерии, которые размножатся и при повторном введении таких препаратов (когда болезнь вернется, и пациент решит продолжить курс) не будут погибать. Так образуются бактерии с лекарственной устойчивостью, с «иммунитетом» к антибиотику.

Это очень серьезная проблема современной медицины. Когда пациент досрочно прекратит курс второго, уже другого антибиотика, с определенной вероятностью возникнет разновидность бактерий, нечувствительная сразу к двум антибиотикам и так далее. Такие множественно устойчивые бактерии обычно встречаются в больницах и вызывают так называемые госпитальные инфекции. Каждый год в мире из-за антибиотикорезистентных бактерий умирают около 700 тысяч пациентов.

Создание нового препарата для антибактериальной терапии занимает несколько лет и стоит фармкомпании сотни миллионов долларов. Обычно к завершению клинических исследований уже появляются бактерии, устойчивые к этому новому антибиотику. К сожалению, в этой гонке вооружений время не на нашей стороне.

Чем же тогда лечиться? Тут вариантов нет: использовать доступные на фармрынке антибиотики. Однако нужно правильно их применять. Альтернатив им немного, например бактериофаги, но это отдельная история.

Фото из открытых источников