Сегодня - 21.04.2021

Близнецы через поколение — это миф?

Отвечает:
заведующий лабораторией генетики развития ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН, доцент кафедры цитологии и генетики Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Нариман Рашитович Баттулин

Считается, что близнецы рождаются через поколение. Так ли это на самом деле? Может ли кто-то быть генетически предрасположен к рождению двойни или тройни больше других?

Близнецы бывают монозиготные и гетерозиготные. Монозиготные — это как раз те случаи, когда посторонние люди не могут их различить, генетически они на 100 % идентичны друг другу. Гетерозиготные близнецы имеют 50 % общих генов, так же как обычные братья или сестры. Похоже, что гены не влияют (или почти не влияют) на вероятность появления монозиготных близнецов. Средняя частота рождения однояйцевых близнецов составляет 3—4 на 1 000 рождений, причем во всех уголках планеты эта частота почти одинаковая. С гетерозиготными близнецами ситуация интересней. В разных регионах частота рождений таких близнецов сильно отличается. Например, в Азии 6 на 1 000 рождений, а в Африке — 40 на 1 000 рождений. Рекордсмены по частоте рождений дизиготных близнецов — женщины народности йоруба из Западной Африки: 45 на 1 000 рождений. Раз это явление встречается с разной частотой у разных народов, значит, оно контролируется генетически. И действительно, ученые обнаружили генетический вариант, который может на 18 % увеличить вероятность рождения близнецов у женщин-носителей этого генетического варианта. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посчитаем, как часто рождаются близнецы. У европейских народов только у 1,4 % женщин появляются гетерозиготные близнецы. А среди женщин-носителей упомянутого генетического варианта мам близнецов действительно больше — 1,652 %. Разгадка в том, что, как и для многих признаков человека, предрасположенность к рождению близнецов контролируется огромным числом генов.

Близнецы рождаются довольно редко, поэтому идея, что в семьях обычно они появляются через поколение, неверная. Безусловно, такие семьи есть, но это случайность.

Стоит отметить, что в последнее время близнецов стало больше по одной негенетической причине. Некоторые вспомогательные репродуктивные технологии, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и некоторые другие, увеличивают риск многоплодной беременности. А поскольку эти технологии становятся всё доступнее, близнецов рождается больше. Однако вклад этой причины не так значителен, как многим кажется. К примеру, в США в 2011 году только 36 % близнецов появились после применения вспомогательных репродуктивных технологий. Так что большинство близнецов рождаются спонтанно по естественным причинам.

Фото из открытых источников (анонс)