Сегодня - 12.08.2020

Чем грозит дрейф северного магнитного полюса Земли к Сибири?

Отвечает:
заведующий комплексной магнитно-ионосферной обсерваторией Института солнечно-земной физики СО РАН доктор физико-математических наук Равиль Анатольевич Рахматулин.

Недавно в СМИ прошла информация, что северный магнитный полюс Земли смещается в сторону Сибири, причем довольно быстро. Когда это произойдет и чем может грозить жителям региона?

«Максимальная скорость движения северного магнитного полюса была зафиксирована в 2012 году и составляла 64 км в год, до этого он передвигался по 10 км в год. Если процесс будет проходить с такой же скоростью, то лет через 50 полюс достигнет Таймыра.

Магнитная обсерватория под Иркутском наблюдает за магнитным полем Земли более 130 лет. Сейчас ее сотрудники регулярно передают результаты исследований в мировой центр данных ИНТЕРМАГНЕТ, который находится в Великобритании. Там данные обобщаются, и каждые пять лет создается модель магнитного поля, которая применяется в навигации и научных исследованиях.

Ученые рассчитывали, что модель останется неизменной до 2020 года, но из-за возросшей скорости она не действительна, и в ближайшее время будет скорректирована. Ранее северный магнитный полюс Земли находился на территории Канады. Как мы знаем, ничего катастрофического там не произошло, поэтому и ближайшему поколению сибиряков ничего не угрожает.

Самый опасный период будет в то время, когда полюса окажутся в районе экватора. Тогда магнитное поле, защищающее нас от космического излучения, будет иметь такую конфигурацию, что Земля станет доступна солнечным и космическим частицам, которые могут стать губительны для живого».

Фото из свободных источников