Сегодня - 09.07.2020

Если трудные роды — результат увеличения головного мозга у человека, почему женщины с узким тазом не исчезли в результате эволюции?

научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Светлана Владимировна Михайлова

Говорят, что трудные роды у женщин – результат увеличения головного мозга у человека. Но ведь женщины с узким тазом должны были вымереть по мере увеличения головного мозга, так как не могли родить и передать свои гены. Почему же этого не произошло?

Во-первых, это сродни вопросу о первичности курицы или яйца. Люди с большим мозгом никак не появились бы, если бы не родились. А если они родились, значит, размеры женского таза это позволили. Варианты генов, дающие увеличение мозга, просто не возникли бы в популяции, если бы они мешали рождению ребенка с таким признаком. Существует предположение, что вопрос с размером головы решился у предков человека за счет того, что дети стали рождаться физиологически немного недоношенными по сравнению с детенышами обезьян. Однако есть и несогласные с этой точкой зрения, потому что сроки беременности у человека и близких по размеру обезьян сравнимы.

Во-вторых, размер таза — это не моногенный признак и даже не чисто генетический. То есть нет одного такого гена, мутация в котором делала бы таз меньше или больше. Обычно подобные количественные признаки определяются целым набором разных генов, и каждый «узкотазый» вариант дает не более плюс 5 % предрасположенности к развитию признака.

В-третьих, известно, что размер плода зависит от уровня глюкозы в крови у женщины во время беременности, а это во многом связано с пищевыми привычками, физической активностью и генами метаболизма глюкозы. Условно говоря, у кого-то в геноме было целых 15 вариантов, отвечающих за узкий таз, но гены метаболизма глюкозы были в порядке, с едой было негусто, физическая нагрузка большая — и женщина рожала некрупных детей. А у кого-то было всего 7 таких вариантов, но было небольшое нарушение в обмене глюкозы и избыточное питание. В итоге сложности с рождением детей были именно у нее.

К счастью, благодаря большим мозгам медиков сейчас у женщин есть возможность и контролировать уровень глюкозы, и пользоваться медицинскими технологиями, позволяющими иметь детей независимо от размера таза.

Фото из открытых источников (анонс)