Сегодня - 26.08.2019

Есть ли приметы грибного года?

Отвечает:
старший научный сотрудник Центрального сибирского ботанического сада СО РАН кандидат биологических наук Ирина Александровна Горбунова

От чего зависит, будет год урожайным на грибы или нет?

Строить точные прогнозы, будут ли в предстоящем сезоне грибы, когда и какие, — занятие неблагодарное. Существуют условия, благоприятные и неблагоприятные для их появления, но это всегда совокупность множества факторов, из которых нельзя выделить одну или две приметы.

Когда пойдут грибы и сколько их будет, зависит от влажности и температуры окружающей среды. Массовому появлению плодовых тел обычно предшествует период частых, но не заливных дождей при умеренной, без резких перепадов температуре 18—25°. Эти условия оптимальны для плодоношения. В жаркую погоду или холодным и дождливым летом урожай грибов бывает невысоким.

Места появления грибов трудно предугадать. В грибной год их можно найти в лесу повсюду, во время засухи они чаще встречаются в наиболее влажных местах (овраги, затененные места, по берегам рек), а в период переувлажнения почвы растут на менее затененных, открытых участках леса. Дожди не должны быть чересчур затяжными, иначе в плодородном слое будет слишком мало кислорода, и грибница начнет «задыхаться». Если же после дождей наступает засуха, плодовые тела могут оказаться червивыми: такая погода способствует развитию насекомых. Кроме того, грибники могут потерпеть неудачу на том месте, где они собрали богатый урожай в прошлом году: грибница разрастается радиально, постепенно отмирая, поэтому дары леса со временем стоит искать где-то неподалеку.

Колебания погоды сдвигают сроки плодоношения грибов. Ранняя весна с теплыми дождями ускоряет их появление. Жара, засуха в начале лета приводит к практическому отсутствию грибов. Теплая дождливая осень может исправить ситуацию и вознаградит грибников обилием не только осенних видов грибов, но и летних.

Количество многих видов определяется цикличностью их развития — чередованием урожайных лет и периодов отдыха. Например, считается, что белые грибы в больших количествах появляются один раз в четыре года. Многолетние наблюдения выявляют некоторые закономерности в плодоношении грибов, но в природе действуют свои законы, которые не всегда удается разгадать.

Фото Екатерины Пустоляковой