Сегодня - 17.07.2019

Есть ли у животных психические расстройства?

Отвечает:
аспирантка ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», зоопсихолог направления адаптивная зоопсихология и воспитательница доместицированных лисиц Ирина Андреевна Мухамедшина

Болеют ли дикие животные или это только участь человека? Есть ли у людей и животных общие болезни? Присутствуют ли в животном мире психические расстройства, в частности у человекообразных обезьян?

На оба первых вопроса ответ один и тот же — да. Только в дикой природе никто зверушек в больницах не лечит, а поэтому лечатся они сами, как умеют. Если не вылечились — погибают. Соответственно, дикие животные в целом гораздо здоровее домашних и человека, но это не значит, что первые не болеют совсем. Общие болезни у человека и животных, конечно, тоже есть.

А вот на вопрос о психических расстройствах у животных и человека однозначного ответа пока что не существует. Когда-то ученые из лаборатории академика И. П. Павлова моделировали искусственные неврозы у собак. И один из способов создания искусственного невроза был следующим: сначала звук звонка для собак означал получение еды, а потом вместо пищи на этот сигнал животных ударяли электрическим током. Некоторые собаки смогли перестроиться, но у многих развивалось невротическое состояние.

Неврозы навязчивости (их еще называют стереотипии) часто возникают в зоопарках у разных видов животных, в том числе и у обезьян. Есть, например, видео в интернете, как обезьяна ритмично ходит из угла в угол своей клетки. Причина неврозов у зоопарковых животных — это либо стресс, либо невозможность осмысленной активности, а чаще всего — и то и другое одновременно. Обе этих причины создают у зверя потребность в движении, а в условиях клеточного содержания такая активность реализуется в виде монотонно повторяющихся стереотипных действий.

Но все эти случаи психических расстройств возникли у животных в условиях, созданных человеком. А в природе естественный отбор поддерживает у зверей такие свойства нервной системы, которые помогают им оптимально адаптироваться именно к их определенной экологической нише. Соответственно, если животные попадают в ту среду обитания, к которой у них нет генетических приспособлений, то у зверей могут развиваться разные психические расстройства. Поэтому в антропогенной среде (не только в зоопарках, но и, например, при домашнем содержании) на фоне стресса у животных бывают булимии (нервная прожорливость) и, наоборот, потери веса, а также аллергии и даже судороги на нервной почве. Эти разновидности психических расстройств совпадают у животных и человека.

Но у людей есть и такие нарушения психики, которых у животных не бывает, либо их невозможно диагностировать. Например, психоз. Мы никак не можем залезть к зверю в голову и проверить: правда ли у него галлюцинация, или он действительно что-то видит, слышит или чует. Мы этого просто не можем увидеть или обонять из-за другого развития наших органов чувств.

Еще у человека есть такие специфические расстройства психики, которые касаются его личности, их у животных не бывает принципиально. Например, у животных не бывает раздвоений личности. Считается, что помимо генетической предрасположенности, диссоциативное расстройство личности может появиться у человека по причине сильного недовольства собственной личностью. В этом случае он пытается создать себе другую личность вместо той, которая его по каким-то причинам так сильно не устраивает. У животных этого быть не может.

Во-первых, пристальное внимание человека к своей собственной личности возникает из-за сложных взаимоотношений в человеческом обществе. Вне социума человеку была бы совершенно безразлична его собственная личность, также как это происходит у зверей. Потому что ни у одного из видов животных общества не существует, а у социальных зверей взаимоотношения между членами группы устроены гораздо проще, чем у людей. Во-вторых, для выживания в природе животным не нужно такое богатое воображение, которое развилось у человека. И поэтому животные не смогли бы придумать себе другую личность или другую реальность, даже если бы захотели. Все-таки звериная психика принципиально отличается от человеческой.

Фото с сайте pixabay.com