Сегодня - 18.01.2021

Есть ли водоемы без жизни?

Отвечает:
ведущий научный сотрудник Института биофизики ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» кандидат биологических наук Егор Сергеевич Задереев

Есть ли в мире водоемы, где вообще нет жизни?

Кажется, есть, но их сложно найти.

Первый вариант водоема без жизни, который может прийти в голову, — дно океана. Но и в самых глубоких районах мира, например в Марианском желобе, встречаются даже многоклеточные организмы. Считается, что рыбы могут жить на глубинах до 8 километров. Глубже — многочисленные беспозвоночные. Например, рачков бокоплавов поднимали с глубин до 11 километров. Бактериям на дне и вовсе раздолье. Более того, на глубинах ученые обнаружили разнообразные сообщества живых организмов, которые живут за счет не фотосинтеза, как большинство обитателей суши и освещенных горизонтов, а хемосинтеза. То есть для синтеза органического вещества в таких системах вместо света, как источника энергии, организмы используют химические элементы. Далее органическое вещество едят и другие животные.

Давление толщи воды жизни не помеха. Что же еще способно ограничить ее существование? Температура. За счет изменения солености вода может не замерзать при отрицательных температурах и кипеть при температуре выше 100  С. Такие условия встречаются в небольших водоемах, расположенных в местах вулканической активности или в сверхсоленых озерах. Многоклеточные организмы погибают при нагреве воды до 40—60  С, а вот бактериям такие перепады нипочем. На сегодня верхний предел устойчивости бактерий к температуре приближается к 120  С.

Еще один важный для жизни параметр — соленость воды. Живой клетке в случае большого количества солей в окружающей среде нужно каким-то образом не давать им проникнуть внутрь. Такой механизм называется осморегуляцией, но у него, как у любой биологической функции, могут быть свои ограничения. Впрочем, бактерии научились справляться с очень высокими концентрациями соли не только за счет эффективной осморегуляции, но и накапливая внутри клетки защитные вещества, близкие по составу к глицерину. Так что и в термальных источниках, и в сверхсоленых, и в холодных озерах Антарктиды бактерии тоже есть.

Несколько лет назад бактерии были обнаружены даже в асфальтовом озере на острове Тринидад. Это самое крупное в мире озеро из природного асфальта. Внутри булькающего теплого асфальта ученые обнаружили микрокапельки воды, внутри которых живут бактерии.

Одним из кандидатов на озеро без жизни было запечатанное миллионы лет назад льдом Антарктиды озеро Восток. Российские ученые начали бурить лед, чтобы дойти до воды, еще в 1989 году. Лишь в 2012-м им удалось пробурить почти четыре километра льда и добраться до самого озера. В пробах воды предварительно обнаружены следы присутствия бактерий, хотя в научном сообществе до сих пор нет четкой уверенности в чистоте проведенных работ. Не так-то просто сделать аккуратную скважину такой глубины и извлечь воду, не загрязнив ее бактериями извне.

И всё же на планете есть водоемы, где нет живых существ. Впадина Данакиль в Эфиопии — место, где находятся, возможно, самые экстремальные для жизни на Земле условия. Некоторые из небольших прудов во впадине, возможно, одновременно самые соленые, самые теплые и самые кислые водоемы на планете. Не все их них исследованы досконально. Буквально в прошлом году в одном из самых авторитетных научных журналов мира — Nature — была опубликована статья, где ученые, кажется, обнаружили необитаемое место на планете. В сверхкислых прудах впадины Данакиль с крайне высоким содержанием магния и привычной нам поваренной соли жизни, похоже, нет.

Фото из открытых источников (анонс)