Сегодня - 09.07.2020

Как долго Вселенная ждала Большого взрыва?

Отвечает:

Большинство научных изданий и ресурсов придерживается теории Большого взрыва, согласно которой в первоначальном «бульоне» элементов произошёл Большой взрыв. Однако у меня к этой теории есть вопросы — как долго Вселенная находилась в состоянии «бульона»? Ведь по теории вероятности, при таком большом количестве элементов два элемента столкнулись бы менее, чем за секунду. Как именно эти элементы появились?

Согласно современной концепции Большого взрыва, время и пространство в том виде, в котором мы их сейчас воспринимаем, возникли в момент этого взрыва. Что было до него, нам не может быть известно, поскольку термин «до» как раз и имеет отношение ко времени, которого до этого момента не существовало. Кроме того, согласно данной теории, нет смысла рассуждать ни о каком «бульоне» из элементов, поскольку не было ни самой Вселенной, ни частиц, её заполняющих. Образование элементарных частиц, таких, как, к примеру, протоны и нейтроны, в современном представлении началось примерно через 10−36 секунд после начала взрыва. Когда температура достаточно снизилась, — что произошло через 100 секунд после Большого Взрыва, — стало возможным синтезирование ядер химических элементов из протонов и нейтронов. Этот процесс получил название первичного нуклеосинтеза и закончился примерно через 200 секунд после Большого Взрыва. Причём в его ходе были получены только ядра водорода, дейтерия, гелия и лития. Все остальные химические элементы образовались намного позже, в результате термоядерных реакций, происходящих в звёздах (так могут быть получены элементы из таблицы Менделеева вплоть до железа) и при взрывах сверхновых звёзд (так возникли все элементы, которые находятся в таблице Менделеева после железа).

Более подробно с теорией Большого взрыва и историей образования элементов можно ознакомиться в книгах «Краткая история времени» Стивена Хокинга, «Первые три минуты» Стивена Вайнберга и «Строение и эволюция Вселенной» Я.Б. Зельдовича и И.Д. Новикова.

Изображение с сайта pixabay.com (анонс)