Сегодня - 25.05.2019

Как объяснить тот факт, что в ходе эволюции человек оказался единственным разумным существом на планете?

главный научный сотрудник лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» доктор биологических наук Павел Михайлович Бородин

Ученые-эволюционисты говорят, что интеллект и мозг человека — продукт эволюции, естественного отбора и борьбы за существование. Но ведь в этих условиях оказались все живые существа нашей планеты. Как объяснить тот факт, что человек оказался единственным разумным? Почему не создали свою цивилизацию какие-нибудь кальмары? Уж они-то своими щупальцами побольше смогли бы наворотить.

У меня встречный вопрос — а что такого уж хорошего в разуме? Зачем кальмару решать математические задачи и сочинять музыку?

В борьбе за существование побеждают те, кто оставил больше потомков. Этой цели можно достигнуть разными средствами, и разум не самое прямое и на самое легкое из них. К нему прибегают, когда других средств нет. Именно в такой ситуации оказались наши далекие предки. Они очутились в саванне, так как климат изменился и леса отступили. У них не было никаких специальных приспособлений к этой новой экологической нише: ни клыков, ни когтей для охоты и защиты от хищников, а плоды и молодые побеги, которыми наши предки питались в лесах, стали в саванне недоступны. В этих новых условиях выживали те из них, кто понял, как отогнать хищника и завладеть его добычей. Те, кто мог объединиться и договориться друг с другом о том, каким образом это сделать. Те, кто обладал зачатками интеллекта. А дальше всё шло по нормальной логике естественного отбора.

В популяциях наших предков были разные люди. Те, кто поумнее, имели более высокие шансы выжить, произвести потомство и передать своим потомкам гены, которые позволили им не умереть. При этом в той же саванне обитали и тогда, и сейчас вполне успешные и хорошо вооруженные хищники и падальщики (львы, гиеновые собаки, павианы), которые прекрасно обходятся без высокого интеллекта и не собираются создавать цивилизацию. Среди них тоже есть и умные, и не очень. Но не ум определяет их шансы на жизнь и оставление потомства, а клыки, когти, быстрые ноги, хороший нюх.

Интеллект — не цель и не вершина эволюции, а один из способов приспособления к условиям существования. Не самый простой, не самый дешевый и не самый эффективный. Хотя, наверное, самый интересный.

Фото с сайта pixabay.com