Сегодня - 23.09.2020

Как в процессе эволюции появилась девственная плева?

Отвечает:
ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики Новосибирского государственного университета Яков Александрович Цепилов

Как ученые-эволюционисты объясняют появление у женской половины человечества девственной плевы — гимена, есть ли она у наших ближайших родственников: приматов, млекопитающих, и если нет, то почему?

Ответ на этот вопрос я слышал в контексте критики теории ламаркизма, которая заключается в том, что называется феноменом о наследственной обучаемости или о стремлении каждого организма к совершенству: если какой-то организм много тренирует какой-то признак, то этот признак закрепляется и передается по наследству. Есть даже анекдот про товарища Лысенко и ламаркизм: мол, на каком-то из заседаний товарищ Лысенко делает доклад про наследственную обучаемость, и там же присутствует Ландау. Лысенко проводил простой эксперимент: замораживал пшеницу, и надеялся, что она таким образом станет морозоустойчивой. И тогда Ландау его спросил: «Правильно ли я понял, что если мы будем коровам отрезать хвосты, то рано или поздно будут рождаться бесхвостые коровы?» Лысенко сказал: «Да, всё верно», — и тогда Ландау задал вопрос: «А как вы объясните рождение девственниц?» Говоря о девственной плеве, любят приводить этот пример.

Если говорить про биологическую функцию и задавать вопрос, зачем вообще нужна девственная плева, то, скорее всего, правильный ответ — низачем. В интернете можно найти достаточно много информации и различных гипотез о том, какие функции она несет, но в реальности лично я склоняюсь к тому, что никаких особо выраженных положительных функций у этого органа нет. Одна из самых часто встречаемых теорий — о так называемой барьерной функции: мол, до наступления менструаций у девочек плева действительно защищает влагалище от патогенной микрофлоры, потому что у подростков собственная микрофлора еще недостаточно развита, вследствие чего гимен служит эдаким защитным барьером. Существуют и другие теории, более бредовые, на мой взгляд. Например, о том, что разрыв девственной плевы при первом половом акте, носящий болезненный характер, способствует развитию более сильных эмоциональных связей между партнерами, что может помочь выращиванию потомства. Но, на самом деле, мне, как популяционному генетику, кажется, что это вполне классический нейтральный признак, то есть такой, который не несет никаких полезных функций. Появление этого признака никак не может быть объяснено — он просто появился и закрепился в результате нейтральной эволюции. Возможно, мутации в генах, способствовавшие появлению этого признака, были сцеплены с каким-то полезным признаком, который действительно помогал выживать, и таким образом эти мутации, эти аллели генов закрепились в популяции, и признак остался. Другим примером абсолютно нейтральных признаков может служить мочка уха. Как эволюционно объяснить ее происхождение? Да никак, она просто появилась. У одних она более явно выражена, у других почти нет — это признак, который абсолютно нейтрален. Есть множество других, в том числе рудиментарных, признаков, которые тоже не несут никакой биологической функции.

Что касается вопроса о том, у каких еще животных есть девственная плева. Да, она действительно встречается у наших ближайших родственников — шимпанзе, также и у некоторых других, более дальних эволюционно млекопитающих — это, например, слоны. Я готов поспорить, что она встречается еще у кого-то.

Репродукция из открытых источников (анонс)