Сегодня - 21.04.2021

Как возникают аутоиммунные заболевания?

Отвечает:
ассистент кафедры внутренних болезней Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, младший научный сотрудник лаборатории патологии соединительной ткани Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат медицинских наук Виталий Олегович Омельченко

Почему организм начинает атаковать самого себя, вырабатывать антитела против каких-либо органов? Почему аутоиммунные заболевания так трудно выявлять? И есть ли какие-то группы риска?

Аутоиммунные заболевания — это такие, при которых организм начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и атаковать их с привлечением механизмов приобретенного иммунитета и формированием хронического процесса. К классическим аутоиммунным заболеваниям (АИЗ) относят ревматоидный артрит, системные васкулиты, системную красную волчанку, аутоиммунный тиреоидит. Следует отличать данные патологии от аутовоспалительных заболеваний (АВЗ), при которых генетические дефекты врожденного иммунитета приводят к рецидивирующей активации иммунной системы в отсутствие аутоантигена. В этой группе выделяют моногенные (TRAPS, CAPS и другие) и полигенные аутовоспалительные заболевания (болезнь Стилла взрослых). Отдельно стоит рассматривать смешанные АВЗ, ассоциированные с HLA (анкилозирующий спондилит, псориаз, болезнь Бехчета).

В процессе созревания иммунной системы происходит формирование иммунологической толерантности, которая осуществляется несколькими механизмами: удаление аутореактивных клонов, редактирование генов рецепторов, анергия при отсутствии костимуляции, регулирование ответа Т-лимфоцитами. При поломке этих механизмов также формируются аутоиммунные заболевания. Существует несколько теорий срыва аутотолерантности. В качестве причин появления аутоиммунных заболеваний и нарушения распознавания «свой-чужой» рассматривают модификации самих антител в результате химического, физического, биологического воздействий, формирование перекрестных реакций с нормальными тканями организма, встречу с иммунной системой аутоантигена, в норме с ней не контактирующего (например, хрусталик глаза), нарушение функции регуляторных клеток.

Аутоиммунные заболевания делят на органоспецифичные (тиреоидит Хашимото, сахарный диабет 1-го типа) и органонеспецифичные (системная красная волчанка, ревматоидный артрит). Значительный полиморфизм аутоантигенов и аутоантител обусловливает сложность их выявления, а разнообразие клинической картины усложняет постановку диагноза. Практически всегда необходимо взаимодействие врачей нескольких специальностей: ревматолога, эндокринолога, кардиолога, невролога, дерматолога.

Группы риска действительно существуют. Женщины чаще страдают аутоиммунными заболеваниями, чем мужчины. Продемонстрирован вклад генетических факторов в патогенез аутоиммунитета, что повышает риск формирования патологии при наличии АИЗ у близких родственников. Поскольку иммунный ответ лежит в основе возникновения и поддержания АИЗ, потенциально иммуностимуляция может спровоцировать дебют.

Фото из открытых источников (анонс)