Сегодня - 18.10.2019

Какова расчётная и наблюдаемая скорость уменьшения диаметра Солнца?

Отвечает:
профессор Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, доктор физико-математических наук Сергей Арктурович Язев

Солнце, постоянно излучая энергию, а значит, и теряя материю, должно неизбежно терять массу, а возможно, и размеры. Какова расчётная и наблюдаемая скорость уменьшения диаметра Солнца, каковы были его размеры во времена зарождения жизни на Земле?

Наше Солнце действительно постоянно излучает энергию в виде электромагнитного излучения и постоянно теряет массу за счет солнечного ветра и корональных выбросов вещества. Однако на протяжении миллиардов лет это никак не сказывается ни на массе, ни на размерах светила: гигантская масса нашей звезды превышает указанные потери на много порядков величины, поэтому ни практически, ни теоретически этот фактор не сказывается на габаритах Солнца. Также потери частично компенсируются постоянным притоком вещества — например, вследствие регулярного падения комет на Солнце.

Более значимым является фактор постепенного изменения состава Солнца по мере превращения водорода в гелий (в итоге постепенно меняется весь набор параметров — температура, распределение давления и плотности вдоль радиуса). Но и эта причина на современном, очень продолжительном этапе существования Солнца не меняет его размеры и будет действовать эффективно лишь в далеком будущем.

В настоящее время размеры Солнца стабильны с высочайшей точностью.

Фото с сайта pixabay.com