Сегодня - 05.12.2020

Каковы эволюционные механизмы танца пчел?

Отвечает:
заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН, заведующая кафедрой сравнительной психологии НГУ профессор, доктор биологических наук Жанна Ильинична Резникова

Каковы эволюционные механизмы танца пчел?

Язык танцев медоносных пчел считается одной из самых сложных форм коммуникации животных. Пчелы танцуют на вертикальных сотовых пластинах в темноте улья. Угол, образованный осью танца и вертикалью, соответствует углу между направлением на пищу и на солнце. Медоносная пчела использует силу гравитации, а это умеют делать не все ее ближние и дальние родственники.

По мере того, как солнце продвигается на запад, ось танца поворачивается против часовой стрелки. Скорость виляющей фазы танца соответствует расстоянию между пищей и ульем. Расстояние до источника корма взаимосвязано с 11 параметрами танца: с продолжительностью, темпом, количеством виляний брюшком, с длительностью звуковых сигналов.

Пчела-разведчица приносит в улей следы пахучего вещества с цветов, которые она посетила. Рабочие пчелы собираются толпой вокруг танцующего насекомого и не только считывают фигуры танца, но и запоминают запах. Это нужно для того, чтобы потом узнать его, когда они окажутся вблизи того места, где находится нектар.

Исследователи рассматривают эволюционные механизмы происхождения танца, анализируя способы привлечения внимания к пище у видов рода Апис и у родственных видов (безжальные пчелы мелипоны и шмели). У карликовых пчел и большой индийской пчелы (род Апис) соты располагаются открыто и горизонтально, в один слой. Их танец более простой, чем у медоносной пчелы. Они используют солнце как ориентир. Однако пчелы не могут переводить угол между ним и кормушкой в угол виляющего пробега по отношению к направлению силы тяжести. Если экспериментально заставить их танцевать на вертикальной поверхности, сигналы станут хаотичными.

Ближе всех к медоносным пчелам танцы азиатских пчел (род Апис). Они гнездятся в закрытых полостях — дуплах, расщелинах скал. Вероятно, эволюционное направление, которое привело к процветанию медоносных пчел, лежало на пути устройства гнезд в закрытых полостях, усложнения и уточнения системы коммуникации, умения использовать силу гравитации в темноте. Процветание, прежде всего, заключается в большой численности семей, их способности к многолетнему существованию и сбору пищи с больших территорий. В роде Апис чемпионами являются медоносные пчелы: в улье их до 80 тысяч особей.

Численность шмелей (род Бомбус) в гнездах — лишь десятки особей. Они используют совсем простой способ сообщения о том, что поблизости находятся богатые нектаром цветы: возбужденно бегают в гнезде и стараются привлечь внимание сородичей к себе, к запаху, принесенному на мохнатом тельце. Один шмель-фуражир может заставить всё население гнезда вылететь на поиски нектара.

Безжальные пчелы мелипоны могут быть такими же многочисленными, как медоносные. Сигналы танца у них схожи, однако геометрия менее изучена, чем у рода Апис. Известно, что в системе сигнализации мелипон звуки, запах источника пищи играют бо́льшую роль, чем у медоносных пчел. У них, как и у медоносных пчел, продолжительность звуковых сигналов разведчицы коррелирует с расстоянием до источника взятка (нектара и пыльцы). Но у медоносных пчел этот параметр вспомогательный, а у мелипон —  основной.

Не исключено, что эволюция коммуникации безжальных пчел пошла несколько в ином направлении. Загадки танцев этих пчел еще предстоит раскрыть.

Фото из открытых источников