Сегодня - 23.08.2019

Какую роль играет философия науки в современном научном мире?

Отвечает:
ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН доктор философских наук профессор Анна Юрьевна Сторожук, подчеркивая, что ее мнение не единственно верное, другой философ даст другой ответ

Скажите, какую роль играет философия науки в современном научном мире? Важно ли разбираться в этом разделе философии для того, чтобы полноценно проводить исследования и считаться учёным (среди обывателей и коллег)?  В моём университете недавно ввели данную дисциплину в качестве обязательной для всех магистров, однако содержание её настолько туманно и хаотично, что заставило усомниться в пользе изучения такого предмета. Возможно, для нас просто подобрали неудачный материал.

В последние два десятилетия мы живем в период научной революции, вызванной открытием многих удивительных фактов. Наиболее значимыми из них, на мой взгляд, являются открытия темной энергии и темной материи (их суммарная доля во Вселенной составляет около 95 %). Это значит: все то, что физика, астрономия и космология изучали до сих пор в течение более чем трехсот лет, составляет лишь 5 % от того, что существует во Вселенной. То есть, про большую часть того, что имеется в мире, мы вообще ничего не знаем. Понимание этого факта есть начало философствования.

Философией науки занимаются не обязательно философы, чаще и успешнее это делают сами ученые в рамках своей профессиональной деятельности. Некоторые вопросы естественных наук интересны широкому кругу людей. Так философ Карл Поппер в работе «Все люди философы» пишет, что вопросы происхождения Вселенной интересны всем без исключения, и потому все люди соприкасаются с философией.

Философия — машина времени

Чтобы решать проблемы, стоящие перед современной наукой, ученым приходится заниматься не только профессиональной деятельностью, но и философствованием. Например, одной из центральных проблем современной физики является проблема великого объединения, то есть поиск такой теории, которая сможет описать все четыре вида взаимодействий, известных в природе. До сих пор это не удается сделать из-за разного понимания пространства в теории гравитации (Общая теория относительности) и в квантовой теории поля. В первой пространство понимается как непрерывное и делимое до бесконечности. В квантовых теориях некоторые величины принято рассматривать как дискретные. Там действует принцип неопределенности, разрешающий в короткое время существование больших энергий, что приводит к искривлению пространства и появлению расходимостей — бесконечно больших значений.

Пространство, время, материя являются философскими категориями, не определяемыми в рамках физики, поэтому решение данной физической проблемы строго в рамках физики не возможно. Но как может столь древняя дисциплина как философия быть полезна для решения современных проблем? На первый взгляд это кажется парадоксом. Однако если обратиться к теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), то окажется, что одно из правил поиска решений — вернуться назад по времени, посмотреть, как возникла проблема. Такой «машиной времени» как раз является философия.

Например, если в случае проблемы объединения теорий спросить: «По какой причине математика двух авторитетных физических теорий настолько несогласуется, что их невозможно объединить?», то философский ответ будет примерно такой: «Свойство дискретности появилось потому, что М. Планк, решая задачу излучения абсолютно черного тела, пытался применить для описания процесса такое термодинамическое понятие, как энтропия. Последняя определяется как число перестановок, то есть для численного выражения требует комбинаторики, основанной на дискретной математике».

Для объединения теорий нужен новый язык и поиск общего языка науки — это одна из задач философии. В современной науке теории редко находятся «в культурной изоляции». Сейчас принято говорить про Big Science — большие международные мультидисциплинарные коллективы, в рамках которых ученым надо находить единый язык и вырабатывать общую картину мира. Поиск такой «картины», по сути, философская работа.

«Без философии не понимаем физики»

Возникает вопрос: почему, несмотря на бурное развитие науки, преподавание философии науки в вузах зачастую превращается в скучное занятие? Мой личный опыт преподавания философии на физическом факультете Новосибирского государственного университета показал, что студенты занимаются решением частных задач и зачастую не знакомы с громкими открытиями, которые делаются в соседних областях. Преподаватели философии должны понимать, что философия и методология — это слишком общие вещи, далекие от большинства студентов. «Чистая» философия является абстракцией, которая не воспринимается. Требуется какой-то переход от общего к частному, и в роли такого «промежуточного языка» может служить история науки, которая, с одной стороны, конкретна и понятна студентам, а с другой — может дать преподавателю пищу для философской рефлексии и применения методологии на примерах. Пользой для студентов в этом случае является понимание роли физических теорий в познании мира и формирование единой картины науки. Мне студенты говорили: «мы без философии не понимаем физики».

Значит ли это, что общефилософские теории бесполезны для студентов? На мой взгляд, многие вещи имеют прикладное значение. Как отличить науку от лженауки? Как СМИ манипулируют человеческим сознанием и формируют общественное мнение? Как изменились стандарты научного поиска за последние пятьдесят лет и куда мы движемся? Что такое истина и как отличить истину от лжи? Эти и многие другие вопросы имеют чисто прикладное значение и помогают ориентироваться в современном мире. Однако преподавать их можно только в рамках знаний общефилософских теорий. Таким образом, вопрос не в содержании философии и не в ее полезности, а в способе донести до студентов абстрактные вещи, в умении преподавателя сделать «перевод» с профессионального философского языка на язык знакомый студентам каждого конкретного факультета.

Фото с сайта pixabay.com (анонс)