Сегодня - 19.10.2020

Миф или реальность: азиаты и непереносимость алкоголя

Отвечает:
заведующий лабораторией фармакогеномики Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат биологических наук Максим Леонидович Филипенко

Правда ли, что у азиатов есть мутация, из-за которой они хуже переносят алкоголь?

Все мы знаем или слышали, что печень — главный страж нашего организма после потребления алкоголя. За разрушение, а точнее превращение в другие вещества, отвечают два белка-фермента. Первый — алкогольдегидрогеназа, она трансформирует этанол (классический спирт) в ацетальдегид (классический альдегид). Второй фермент ацетальдегиддегидрогеназа обращает его в ацетат — производное хорошо знакомой нам уксусной кислоты. Эффект эйфории от потребления этанола связан с изменением под его действием свойств мембран наших нервных клеток. Это усиливает или ослабляет передачу электрических импульсов в различных отделах мозга и в зависимости от разного генетического фона может определять тип нервно-физиологической реакции выпивающего.

Для каждого из этих двух белков описаны вариации генов. Так, например, люди с более активной алкогольдегидрогеназой быстро конвертируют этанол в ацетальдегид, что уменьшает опьянение и эйфорию, но увеличивает токсичное действие ацетальдегида. И если у этого бедняги еще и малоактивная ацетальдегиддегидрогеназа, которая медленно удаляет его, то принятие алкоголя превращается в отравляющий кошмар. При образовании ацетальдегида — достаточно токсичного соединения — возникает синдром похмелья и отравление. Такие люди вряд ли будут системно пить, и вероятность стать классическим алкоголиком у них меньше.

Хорошо описанная мутация ацетальдегиддегидрогеназы, приводящая к замене лизина на глутамат в положении 504 (ALDH2*2), имеет более низкую активность, и встречается значительно чаще у азиатов, чем у европейцев (более 50 % случаев). Даже немного алкоголя вызовет отравление ее носителей. У европейцев же алкогольдегидрогеназа в основном кодируется «медленными» генами, а частота варианта ALDH2*2 низка. Таким образом, чаще встречаются люди с медленным метаболизмом этанола (дольше циркуляция в крови) и быстрым метаболизмом ацетальдегида (меньше степень отравления). Вероятность спиться у таких людей значительно больше.

Так, азиаты более защищены от беспросветного пьянства, и легенды об их чувствительности и предрасположенности к алкоголю, скорее, имеют исторический и литературный контекст. Безусловно, другие гены, многие из которых кодируют белки, имеющие отношение к работе нашего мозга, представлены вариантами, способными увеличивать или уменьшать вероятность спиться и забыться, но это уже совсем другая история.

Фото из открытых источников