Сегодня - 24.07.2019

Можно ли определить возраст человека по образцам его тканей?

Отвечает:
научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Светлана Владимировна Михайлова

Возможно ли на текущем уровне научных знаний отличить образцы ткани одного и того же человека, взятые у него в разном возрасте (допустим, 0, 20, 40, 60, 80 лет)?

Да, это сделать можно. Существуют ткани, по которым возраст стандартно определяют судмедэксперты с помощью микроскопии. Хорошо подходят для этого зубы. Но если есть просто любая достаточно сохранившаяся ткань, то приблизительно оценить разницу в возрасте человека в моменты забора образцов можно методами молекулярной генетики. Наш возраст записывается в нашей ДНК. Сейчас наиболее перспективными ученым видятся методы оценки длины теломер и количества митохондрий. В норме и то, и другое с возрастом у человека уменьшается.

Теломеры — концевые участки хромосом, состоящие из многократно повторенной последовательности из семи нуклеотидов. С каждым делением обычной клетки эти концевые участки немного укорачиваются, а значит, уменьшается число повторенных последовательностей на концах всех хромосом. Считается, что клетка рассчитана в среднем на 50—70 делений.

Митохондрии — небольшие клеточные органеллы, “энергетические станции” клеток, внутри каждой из них находится от двух до десяти копий собственного генома. В разных типах клеток может содержаться от десятков до тысяч митохондрий (максимум — в мышцах и мозге). В процессе старения у человека число митохондрий снижается, то есть снижается и количество митохондриальной ДНК.

Для оценки таких изменений в геноме человека сейчас используют метод ПЦР в реальном времени. 10—15 клеток, которых хватает, например, для установления отцовства, для этого метода недостаточно, потому что он не качественный, а количественный. Каждая оценка требует как минимум трех повторений опыта и контроля, а также определенного количества ДНК на пробу, в том числе и для усреднения генетических данных из разных клеток. Конечно, идеально точную датировку материала таким способом получить нельзя, метод позволяет оценить скорее биологический, а не паспортный возраст человека.

Если хочется сравнить себя нынешнего с собой же через 20, 40, 60, 80 лет, можно заморозить пять миллилитров собственной крови, при правильном хранении этого более чем достаточно для анализа. А если хочется еще и удивить ученых, то можно начинать вести правильный образ жизни. Доказано, что физические нагрузки увеличивают число митохондрий, а снижение оксидативного стресса в клетках (правильное питание, хорошая экология, отсутствие вредных привычек и стрессов) способствует сохранению длины теломер.

Изображение с сайта pixabay.com