Сегодня - 10.08.2020

Можно ли у человека выделить ДНК конкретных этносов?

Отвечает:
научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Светлана Владимировна Михайлова

Сейчас, наверное, в большинстве из нас течет кровь множества народов. А можно ли у человека выделить ДНК конкретных этносов? И каким образом это можно сделать?

ДНК каких-то конкретных этносов в геноме человека выделить нельзя, потому что этносы различаются между собой не уникальными вариантами генов, а частотой встречаемости разных вариантов одних и тех же генов.

Если секвенировать (прочитать) полностью геном какого-то человека, то можно с некоторой долей вероятности предсказать его расу, но не этническую принадлежность. Если же прочитать ДНК ста человек, о которых известно, что они относятся к одному этносу, то можно уже точно предсказать их расу и примерное место расселения на карте, например север Европы или Ближний Восток.

Последнее время часто мелькает реклама коммерческих организаций, предлагающих по крови человека определить, откуда были его предки. Давайте разберемся, как это работает. Каждому человеку одна хромосома из каждой пары приходит от отца и одна от матери. Но когда у человека образуются собственные половые клетки, хромосомы его отца и матери не попадают туда целиком. Отцовские и материнские хромосомы обмениваются гомологичными участками, в итоге каждая половая клетка человека содержит мозаику из генов его отца и матери, эта мозаика и передается детям. Так происходит в каждом поколении, поэтому сложно понять, откуда конкретному человеку достались редкие варианты каких-то генов, были ли они у какого-то одного его предка или случайно собрались в его геноме от разных пра-пра-пра-родителей.

Но есть и исключения. Y-хромосома передается только по мужской линии от отца к сыну. Участку, содержащему мужские гены, обмениваться не с чем, поэтому на нем можно проследить накопление мутаций в ходе эволюции по прямой мужской линии, то есть только для мужчин. Похожая картина и с митохондриальной ДНК, по которой «определяются предки» как для мужчин, так и для женщин. Отцовский сперматозоид содержит по разным данным 1—5 митохондрий, а материнская яйцеклетка — сотни тысяч. В результате можно сказать, что каждый человек получает свой набор митохондрий от матери. Если прочитать определенный участок митохондриальной ДНК человека, то и на нем так же можно увидеть набор мутаций, накопившийся у его предков по материнской линии. Вот эти данные и используются для «определения предков».

С одной стороны, никакого обмана в этом нет, с другой — нет и никакой информации. Существуют базы данных по распространенности разных наборов мутаций в ДНК Y-хромосом и митохондрий. Если они известны у конкретного человека, то можно предположить, что, всего вероятнее, его предок по прямой женской линии происходил из тех этносов, где частота встречаемости именно такого набора мутаций сейчас максимальна. Если этот конкретный человек еще и мужчина, то аналогичное предположение можно сделать о его предках по мужской линии. Но не надо забывать, что у каждого из нас есть еще тысячи предков, о которых ДНК митохондрий и Y-хромосомы ничего не знает. Если набор мутаций в наших митохондриях соответствует, например, наиболее распространенному в Западной Европе, это говорит лишь о том, что один из наших предков был, скорее всего, оттуда, но еще 127 могли быть, например, из Индии, 14 из Африки, 5 из Испании и т.д.

Фото с сайта pixabay.com