Сегодня - 16.11.2018

Отвечает:
научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Светлана Владимировна Михайлова

В фильме «Хищник» (2018) героиня по образцу биологической жидкости хищника с помощью микроскопа определила, что в ней присутствует «генетическая информация самых опасных особей с планет, которые они посещают». Можно ли увидеть ДНК в микроскоп, и как понять, какому организму она принадлежит?

Просто так ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) в обычный микроскоп не увидеть. Она бесцветна. Сначала ей надо как минимум придать цвет специальным красителем. Но и после этого в обычных клетках с помощью мощного микроскопа будет видно только клеточное ядро, заполненное очень плотным клубком из нитей ДНК. По виду окрашенного ядра ничего о животном организме сказать нельзя. Каждый геном – «книга», но все «книги» написаны на одном языке и отличаются только количеством и последовательностью использованных «букв».

Однако выход есть: для определения вида используют не микроскопию, а метод молекулярной генетики, называемый баркодированием ДНК.  Его сейчас широко используют для поиска вредителей сельскохозяйственных культур, анализа состава пищевых продуктов и пр. Выглядит это, если использовать книжную аналогию, примерно так: в огромном «тексте» без названия находят определённую «главу» (ген) и читают в ней несколько «предложений».  По тому, какие в этих «предложениях» использованы «слова», можно однозначно сказать, известный это науке вид или ещё не описанный. Для растений, животных и микроорганизмов используют разные «главы».

Отдельный вопрос — как в одном существе может содержаться ДНК нескольких видов. Не знаю, как с этим на других планетах, а у нас такое возможно только с растениями. Если бы  автор сценария «Хищника» стремился к биологической достоверности, то хищник был бы чем-то вроде разумного кактуса, а учёный не смотрел бы на жидкость в микроскоп, а просто собрал бы её в пробирку, поставил в прибор, нажал кнопочку и сидел рядом со скучающим видом.

Иллюстрация с сайта pixabay.com