Сегодня - 23.10.2017

Можно ли вытащить обратно космонавта, который пересек границу черной дыры?

Отвечает:
старший научный сотрудник Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, кандидат физико-математических наук Евгений Михайлович Балдин

Предположим, есть черная дыра радиусом 100 тыс. световых лет. Что это означает? Как я понимаю, луч света, выпущенный по касательной к границе черной дыры, через 2*пи*100 тыс. лет вернется примерно в ту же точку, где запускался. Какое же ускорение свободного падения на границе черной дыры? Оно равно центростремительному ускорению а=с^2/R, где R=100 000*K*c, где К=количество секунд в году и примерно равно 31*10^6. То есть ускорение свободного падения на границе такой черной дыры будет 0,0001м/с^2. Значит ли это, что космонавта, который пересек границу черной дыры, можно вытащить обратно?

Что происходит на границе чёрной дыры, нам достоверно не известно, так как на условно «лабораторном столе» сегодня не наблюдается ни одной чёрной дыры, и до тех пор, пока какую-нибудь из этих чёрных дыр не препарируют, нельзя построить подробную теорию. Скорее всего, придётся как-то объединить квантовую механику и Общую теорию относительности. На сегодняшний день есть несколько кандидатов на объединённую теорию квантовой гравитации, но какая из них окажется ближе к реальности — до экспериментальной проверки сказать невозможно. Сверхбольшие чёрные дыры размером 100 тыс. световых лет тоже не наблюдались, так что не понятно как описывать такие объекты.

Если следовать классике, то движение по геодезической касательной займёт бесконечное время с точки зрения наблюдателя. При  приближении к границе чёрной дыры космонавт будет разорван, хотя возможно нюансы — ведь не всегда понятно, что именно считать границей чёрной дыры (см. вращающаяся чёрная дыра, метрика Керра).