Сегодня - 23.02.2020

Можно ли за счет эликсиров из трав приобрести мутацию, как это было в «Ведьмаке»?

Отвечает:
младший научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Даниил Викторович Гладких

В серии книг о ведьмаке, мальчиков поили травяными эликсирами, чтобы добиться сверхъестественных способностей, — и говорится, что у них происходили мутации, делавшие обычных людей, собственно, ведьмаками. Скажите, пожалуйста, а в реальности можно ли за счет трав приобрести мутацию?

Согласно книгам и играм (сериал я не смотрел) испытание травами и трансмутации ведьмаки переживают в возрасте 8—10 лет. Эти процессы идут, пока мальчики находятся в коме, что соответствует существующему на самом деле и редко применяемому милуокскому протоколу — экспериментальному курсу лечения острой инфекции бешенства, когда спасти пациента можно только замедлив развитие вируса, введя человека в искусственную кому. Конкретно возникновение сложных мутаций во множестве органов и тканей достаточно взрослой особи под воздействием эликсиров из трав крайне маловероятно. Чисто теоретически это не то чтобы возможно, но не вполне невероятно. Эликсиры могут содержать химические мутагены, которые образуют с нуклеиновыми основаниями ДНК-аддукты (соединение с ДНК какой-либо молекулы), и чем их больше, тем сильнее изменяется нативная (то есть сохранившая водородные связи между двумя цепями) структура ДНК, что приводит к экспрессии мутантных белков. Во время полового созревания (предположим, что во вселенной ведьмака это именно 8—10 лет) такие измененные гены могут включаться и работать, создавая измененный гормональный фон, трансформацию клеток и тканей и прочее. Правда, практически все химические мутагены являются источниками опухолей, но, может, ведьмаки подобрали именно неканцерогенные.

Ну а в реальности приобрести простенькую мутацию за счет химических мутагенов в травах вполне реально, но, скорее всего, она будет крайне вредной.

Скриншот из открытых источников (анонс)