Сегодня - 19.10.2020

Насколько вредны для человека и окружающей среды пестициды?

Отвечает:

Как сильно вредят человеку и окружающей среде используемые на посевах сельскохозяйственных культур пестициды? Какое именно воздействие на организм могут оказывать эти препараты, и как быстро они выводятся из почвы?

Пестициды — это химические препараты, используемые для уничтожения сорняков, вредителей, различных грибков, эктопаразитов домашних питомцев, переносчиков опасных заболеваний человека и животных. Однако пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, обладают токсичностью не только для вредных организмов, но и человека, животных, несут опасность для окружающей среды. При нарушении технологии использования эти химические препараты неизбежно вызывают глубокие изменения всей экосистемы, в которую их внедрили. Из-за совокупности экологических свойств, присущих всем пестицидам, действия их никогда не бывают однозначными. Легко растворяясь в дождевой воде, они проникают в почву, вызывая деградацию сообществ обитающих в ней различных микроскопических существ. Под их воздействием погибают амебы, бактерии, инфузории, черви, мелкие клещи, личинки насекомых и другие почвенные животные, роль которых заключается в ускорении гниения растительных и животных остатков, их переработки и утилизации, благодаря чему восстанавливается естественное плодородие почвы. Кроме того, пестициды отрицательно воздействуют на здоровье человека: как прямо, так и опосредованно вследствие накопления остаточных количеств в сельскохозяйственных продуктах.

С другой стороны, при правильном использовании и четком соблюдении техники безопасности пестициды не причинят существенного вреда, а наоборот, помогают спасти урожай, повысить качество продукции. Во-первых, препараты применяют только в случае, когда без них нельзя обойтись. Например, численность вредителей такова, что они способны полностью уничтожить урожай. При поражении картофеля возбудителем фитофтороза не миновать существенных потерь урожая и снижения качества продукции. Высокая засоренность посевов зерновых культур снижает урожайность, вызывает загрязнение зерна семенами сорняков, в результате его нельзя использовать для пищевых и кормовых целей. Во-вторых, применение каждого пестицида строго регламентируется, и эти регламенты подлежат обязательному соблюдению. Прежде всего, указывается, на каких культурах разрешено применение того или иного препарата. Для каждой культуры рассчитаны норма расхода, кратность применения, срок последней обработки (временной интервал между последним применением препарата и уборкой урожая, необходимый для разложения пестицида до нетоксичных соединений), время выхода на ручные и механизированные работы, прописываются вредные объекты, на которые направлено действие препарата, а также классы опасности для человека и пчел согласно Гигиенической классификации пестицидов по степени опасности. Эти параметры должны четко соблюдаться, так как являются основой получения чистой продукции. О ее безопасности судят по величине остаточных количеств пестицидов в ней. Зафиксированы нормы содержания пестицидов не только для овощей и фруктов, но также для мяса, яиц и молочных продуктов. Нельзя забывать, что вся пища животного происхождения может содержать пестициды. Их содержание не должно превышать максимально допустимого уровня (МДУ), который устанавливается медиками и считается безопасным для здоровья человека. Все эти параметры указаны в Государственном каталоге (списке) пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на текущий год.

На пестициды, попавшие в почву, оказывают влияние различные небиотические и биотические факторы и процессы как в период их эффективного действия, так и в дальнейшем, когда препарат уже становится остаточным. Физические и химические свойства почвы влияют на преобразования находящихся в ней препаратов. Так, глины, окислы, гидроокислы и ионы металлов, а также органическое вещество почвы исполняют роль катализатора во многих реакциях разложения пестицидов. Обычно это разложение происходит при участии микроорганизмов: бактерий, грибов и высших растений. Существует очень мало действующих веществ, не разлагающихся биологическим путем. Продолжительность разложения пестицидов микроорганизмами может колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда и десятков лет, в зависимости от специфики действующего вещества, видов микроорганизмов и свойств почв. Наибольшую опасность представляют собой как раз таки стойкие препараты, которые дольше всего способны накапливаться и сохраняться в почве (десятилетиями).

Миграция пестицидов по пищевой цепи происходит во всех биологических видах экологических систем. Основные пищевые цепи миграции пестицидов: водоемы — питьевая вода — человек; водоемы — гидропланктон — рыба — человек; почва — растения — продукты питания — человек. Известно, что 95 % этих веществ поступает с продуктами питания, 47 % — с водой и только 0,3 % — с атмосферным воздухом: в совсем малых дозах проникают в организм через кожу. Опасность пестицидов для здоровья человека заключается не только в возможности острых отравлений, но главным образом в длительном воздействии незначительных их количеств, которые могут накапливаться в организме и неблагоприятно влиять на него. Токсичность неодинакова и зависит от многих причин. Наиболее чувствительны к пищевым отравлениям дети, лица пожилого возраста и больные желудочно-кишечными заболеваниями. Длительное потребление пищевых продуктов, загрязненных пестицидами, вызывает хронические отравления, часто сопровождающиеся заболеваниями органов пищеварения (печени, желудка), сердечно-сосудистой системы, а у мужчин возможно ухудшение репродуктивной функции.

С другой стороны, токсины грибков, вызывающих болезни растений, оказывают не менее вредное воздействие на здоровье человека. В настоящее время известно, что трихотеценовые микотоксины грибов рода Fusarium (дезоксиниваленол, ниваленол, Т-2 токсин, диацетоксисцирпенол), кроме поражения желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем, обладают мутагенным действием, индуцируют хромосомные перестройки, влияют на биосинтез белка. Из других опасных для человека микотоксинов следует обратить внимание на фумонизины, продуцируемые грибами F. verticillioides и F. proliferatum. Они обладают гепатотоксическим, нефротоксическим, нейротоксическим и канцерогенным действиями. Небезопасным является широко распространенный на зерновых культурах вид F. avenaceum, который продуцирует микотоксины монилиформин и фузарин С. Первый является иммунодепрессором, подавляет биосинтез белков, вызывает патологические изменения сердечной мышцы. Второй оказывает канцерогенное и мутагенное действия на клетки теплокровных организмов. Афлатоксины, продуцируемые грибами рода Aspergillus, обнаруживают в пшенице, кукурузе, ячмене, рисе, сое, в некоторых овощах, в различных орехах и бобах. Прежде всего, они обладают гепатотропной способностью, при этом печень подвергается сильнейшей интоксикации. Кроме того, им присущи канцерогенные, мутагенные, тератогенные и иммунодепрессивные свойства. В литературе имеются сведения, что некоторые из фитопатогенных грибов – представители родов Fusarium, Alternaria, Aspergillus, Aureobasidium, Botrytis, Cladosporium, Epicoccum, Curvularia, Colletotrichum, Penicillium, Phoma, Stemphylium, Rhizopus, Mucor — также могут вызывать заболевания человека. Одни виды становятся причиной аллергических заболеваний, другие приводят к серьезным инфекционным микозам. Таким образом, необходимы постоянный мониторинг фитосанитарной ситуации на посевах сельскохозяйственных культур, их эффективная защита от болезней, тщательный микологический и микотоксикологический контроль сельхозпродукции.

Фото Юлии Поздняковой