Сегодня - 09.04.2020

Почему вирусы мутируют?

Отвечает:
старший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН кандидат биологических наук Сергей Викторович Кулемзин

Сейчас, когда рассказывают о коронавирусе, говорят, что он мутировал и стал опасным для человека. А почему вообще вирусы мутируют?

Одна из важнейших задач для клетки человека — это не внести мутации в ДНК при подготовке к делению. Опасность мутаций для клеток человека очевидна: каждое изменение — это риск злокачественного перерождения. У вирусов отношения с мутациями другие — каждая мутация, скорее всего, приведет к ухудшению адаптивности вируса либо, что еще вероятнее, никак на нем не отразится. Однако в небольшом проценте случаев это позволит вирусу приобрести новое свойство — уклониться на время от атаки иммунной системы или даже сменить организм хозяина. Вирусы могут себе это позволить: даже если большая часть новорожденных частиц дефектные, инфекция всё равно может продолжать развиваться. То есть вирусам эволюционно выгодно быстро мутировать, а человеку — нет. Именно поэтому у вирусов сформировались специальные полимеразы (ферменты, синтезирующие ДНК или РНК), которые допускают много ошибок. И вирусы этим очень довольны.

Изображение с сайта pixabay.com (анонс)