Сегодня - 21.04.2021

Почему возникает аллергия?

Отвечает:
старший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН кандидат биологических наук Сергей Викторович Кулемзин

Из-за чего у человека возникает аллергия? Как она эволюционно появилась? И почему некоторые типы аллергии со временем ослабевают, а некоторые нет?

Для того чтобы в ответ на поступление какого-либо вещества в организме человека развивались аллергические реакции, необходимо наличие антител класса Е (IgE), специфичных к этому веществу. Соответственно, возникновение таких антител — важное условие появления аллергической реакции.

На сегодняшний день нет полного понимания появления IgE-распознающих аллергенов. В последние десятилетия так называемая гипотеза гигиены указывает на явную связь между улучшением уровня гигиены и повышением риска возникновения аллергии. Также существует предположение, что эволюционные корни аллергии — это экспресс-ответ иммунной системы на поступление особо опасных токсинов. Они часто и вызывают аллергическую реакцию; среди таких веществ, например, пчелиный яд. В других работах показано: преимущественно IgE, а не иные типы антител, защищают лабораторных животных от змеиного яда. Помимо этого, есть научные доводы в пользу того, что сообщество микроорганизмов в кишечнике сильно влияет на предрасположенность человека к аллергии.

Почему аллергия может пройти самостоятельно? Причина либо в исчезновении В-клеток памяти, кодирующих аллерген-специфичные IgE, либо в том, что сам продукт или вещество перестали распознаваться этими антителами. Например, аллергия на коровье молоко заканчивается у тех детей, чьи антитела IgE распознают пространственные эпитопы белков молока — части макромолекулы антигена, которая распознается иммунной системой. Дети же, у которых IgE связывают линейные эпитопы (пептиды), эту аллергию сохраняют. А по мере взросления ребенка и повышения эффективности переваривания пищи иммунная система почти перестает сталкиваться с непереваренными участками белков молока, однако пептиды остаются.

Фото из открытых источников (анонс)