Сегодня - 18.01.2021

Правда ли, что нервные клетки не восстанавливаются?

Отвечает:
научный сотрудник лаборатории нейрогеномики поведения ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Антон Сергеевич Цыбко

Нам с детства говорят, что необходимо лишний раз не нервничать, потому что нервные клетки не восстанавливаются. Правда ли это или миф? Нервные клетки действительно умирают, когда мы нервничаем, и насколько этот процесс опасен для организма (есть ли связь с уровнем стресса, то есть перед экзаменом или в случае аварии на машине сопоставимо ли количество умерших нервных клеток)? Насколько критичен этот процесс для нервной системы?

Представление о том, что нервные клетки не восстанавливаются, скорее, миф. Нервная система вообще очень пластична. В нашем мозге постоянно образуются новые нервные клетки (у человека — по 700 каждый день). Но так происходит не повсеместно в мозгу, а только в нескольких особых областях — нейрогенных нишах. Их немного, и одной из таких является субгранулярная зона гиппокампа. Он скрыт под корой мозга, но выполняет важную функцию в процессах обучения и памяти. Это своеобразный микропроцессор, который обрабатывает и перераспределяет информацию о пространстве, в котором мы живем. Образующиеся нервные клетки встраиваются в существующие нервные сети и помогают гиппокампу справляться с ворохом задач.

Стресс, увы, неотъемлемая часть нашей жизни. Стрессовые ситуации могут отличаться по силе и продолжительности, но всегда связаны со специфической реакцией организма. Она заключается в усиленном выбросе стрессовых гормонов — глюкокортикоидов. Они, как сигнал тревоги, мобилизующий организм к реакции, которая получила название «бей или беги». Будь перед нами голодный тигр или рассерженный преподаватель на экзамене, система реагирует одинаково (разве что уровень глюкокортикоидов может повышаться в разных пределах). Так сложилось: с точки зрения эволюции, мы всё еще первобытные охотники в саванне. Но у глюкокортикоидов есть и «темная сторона», неочевидная и скрытая от глаз. Как показали исследования на животных, глюкокортикоиды останавливают деление клеток в нейрогенных нишах и снижают выживаемость уже появившихся нейронов. Да, в некотором смысле стрессовые гормоны убивают нервные клетки.

Глюкокортикоиды — это стероидные гормоны, у них нет рецепторов на поверхности клеток, вместо этого они, словно непрошеные гости, заходят прямо в клеточное ядро и напрямую вмешиваются в процесс считывания информации с генов. Так стрессовые гормоны подавляют синтез особых белков — нейротрофических факторов. Без них нарушается сложность нейрональных отростков, уменьшается их количество, исчезают синапсы. Представьте себе нервную клетку как увядающее деревце с опадающими листьями и веточками. Неприглядная картина. Работа нервных сетей нарушается, нарушаются и когнитивные функции, эмоциональный контроль. Длительный стресс и возникающие проблемы с нервными связями могут иметь серьезные, далеко идущие последствия для психического здоровья. Однако не стоит отчаиваться: как показывают исследования, если действие глюкокортикоидов прекращается, нейрогенез восстанавливается и нейроны возвращают себе прежнюю функциональную форму.

Про то, как стресс влияет на мозг и как стрессовые гормоны провоцируют психические заболевания, можно написать книгу (и не одну!), поэтому предложенный здесь взгляд является, конечно, упрощенным. Картина работы мозга невероятно сложна, всегда найдется множество оттенков и полутонов. Но, как показывают исследования, распространенная точка зрения о том, что стресс плохо влияет на нервные клетки, недалека от истины. В заключение могу сказать только одно: не волнуйтесь по пустякам!

Фото из открытых источников