Сегодня - 01.12.2020

Смогут ли когда-нибудь ученые «выращивать» отдельные органы непосредственно на человеке?

Отвечает:
главный научный сотрудник лаборатории стволовой клетки Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, профессор, доктор медицинских наук Игорь Валентинович Майбородин

Смогут ли когда-нибудь ученые «выращивать» отдельные органы, непосредственно на человеке, например, если кто-то потерял руку в аварии?

Для того, чтобы человек «вырастил» какую-то конечность, необходимо существование открытой раны, не должен образовываться рубец в течение всего времени восстановления. Если у человека, да и у других теплокровных будет незаживающее повреждение, то во-первых, возникнет огромная кровопотеря, а во-вторых, присоединится инфекция. У холоднокровных животных (лягушки, тритоны, саламандры) другая ситуация: для них потеря 95 % крови не будет фатальной и не возникнет сепсис. Земноводные могут жить с открытой раной и потихоньку выращивать лапы и хвосты, забившись под корягу.

У людей же при кровотечении из крупного сосуда смерть наступает в течение нескольких минут. Сейчас нет технологий, позволяющих восстановить утраченную конечность непосредственно на человеке. Впрочем, и изолированно, «в пробирке», это сделать пока еще нельзя. Мы можем вырастить ткани — кости, мышцы, сосуды, эпителий (кожу, слизистые). Но сделать так, чтобы все образовывалось вместе, да еще и в форме руки — невозможно. На данный момент нет способов запрограммировать, что это должна быть именно рука, а не нога; большой палец, а не безымянный. Ведь генетическая информация одинаковая в каждой клетке человеческого организма. Пока нам не хватает знаний и возможностей.

Если же когда-нибудь удастся «вырастить» требуемый орган в пробирке, то с «пришиванием»  проблем не будет. К примеру, в Новосибирской областной больнице (ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница». — Прим. ред) есть отделение микрохирургии, и если случилась травма, но в клинику быстро привезли сохранившуюся конечность в холодном виде, то ее можно реплантировать.