Сегодня - 17.07.2019

Существует ли у народов Сибири своя уникальная демонология?

Отвечает: 
научный сотрудник Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Юлия Викторовна Лиморенко

 


Люди всегда верили в сверхъестественных существ — как добрых, так и злых. В каждой части мира эти существа разные: феи, гномы, джинны, дэвы, русалки и т.д. Существует ли у народов Сибири своя уникальная демонология, или она заимствована?


Да, у народов Сибири своя демонология, она пересекается с верованиями народов Средней и Центральной Азии, Северо-Западного Китая. В представлении большинства сибирских этносов вселенная делится на три слоя: Верхний мир (там обитают высокие духи и божества), Средний (мир людей) и Нижний (мир хтонических сущностей). Обитатели Верхнего и Нижнего миров могут попадать в Средний мир разными путями, и человек взаимодействует с ними через ритуалы. Шаманы также могут «путешествовать» в другие миры и общаться там с духами. Типичные представители «темной» демонологии сибирских народов — духи аза (у тувинцев), алмыс (у алтайцев), харги (у тунгусов). Духи-хозяева (ээзи, изи) местностей могут быть и благожелательными к людям, и зловредными, специальные ритуалы призваны умилостивить злых духов и призвать благорасположение добрых.

Фото: pixabay.com

 

Поделись с друзьями: 

Система Orphus