Сегодня - 25.03.2019

Всегда ли виды с разным числом хромосом дают бесплодное потомство?

Отвечает:
заведующий лабораторией генетики и эволюции бобовых растений ИЦИГ СО РАН кандидат биологических наук Олег Энгельсович Костерин.

В ходе моих споров в интернете с  противниками теории эволюции (дарвинизм + СТЭ) с их стороны был высказан следующий аргумент: у шимпанзе 24 пары хромосом, а у человека — 23. Виды с разным числом хромосом не скрещиваются, либо скрещиваются, но дают бесплодное потомство (например, мулы, лошаки и т.д.), поэтому эволюция никак не могла «перешагнуть» этот межвидовой барьер и произвести виды с разным числом хромосом от одного предка. Что можно на это ответить? Для начала — действительно ли всегда скрещивание видов с разным числом хромосом даёт бесплодное потомство? Быть может, есть примеры успешного скрещивания? Какие ещё сведения Вы можете сообщить по данному вопросу?

То, что разные виды неспособны скрещиваться, практически никогда не связано с числом хромосом. Чаще всего это обусловлено нестыковкой генетических программы разных видов,  оказывающихся в одном организме при гибридизации.  От отца и матери мы получаем по полному набору генов с заложенными в них программами индивидуального развития, которые, если родители принадлежат к одному виду, практически дублируют друг друга, если же они происходят от разных — начинают друг с другом конфликтовать. Это все равно, что направить в производство смесь чертежей двух разных марок автомобиля — на выходе не получится ни одной работоспособной.

Различия в числе хромосом не стоит переоценивать — речь идет фактически о том, во сколько чемоданов расфасован полный геном. Однако при образовании половых клеток хромосомы, полученные от отца и от матери, должны попарно найти друг друга — спариться — и затем разойтись в разные клетки (независимо для каждой пары). Если родители имели разное число хромосом, то этот процесс идет с нарушениями, что действительно обычно приводит к снижению плодовитости особи.

Но следует заметить, что человек и шимпанзе отличаются по так называемой робертсоновской транслокации: одной хромосоме человека, имеющей два плеча, соединенных центромерой, у шимпанзе соответствуют две отдельные хромосомы, представленные каждая одним плечом и центромерой. У гибридной особи одна хромосома с двумя плечами спаривается с двумя родственными ей хромосомами, имеющими по одному плечу, и затем они более или менее успешно расходятся в разные клетки одна против двух.

У многих видов млекопитающих, например, грызунов, для которых робертсоновские транслокации особенно характерны, существует значительная внутривидовая изменчивость по числу хромосом, без каких-либо последствий для спаривания (и самих зверей, и их хромосом) и плодовитости потомства.