Сегодня - 05.08.2020

Железо у нас в крови — из звезд?

Отвечает:
старший научный сотрудник Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Сергей Владимирович Ращенко

Откуда железо у нас в крови? Правда ли, что часть его происходит от сверхновых звезд, взорвавшихся в разных точках Галактики?

Сразу после рождения Вселенная практически целиком состояла из водорода и гелия, скопления которых положили начало гипотетическим звёздам «третьей популяции» — самым древним, в недрах которых в ходе реакций термоядерного синтеза рождались первые во Вселенной атомы более тяжёлых элементов. Поскольку в конце своей жизни звёзды нередко выбрасывают часть вещества в межзвёздное пространство, умирающие звёзды «третьей популяции" обогатили космос такими элементами как углерод, кислород, магний, кремний, железо и другими. Описанные события затем повторились со звёздами «второй популяции» (древнейшие из наблюдаемых звёзд) и «первой популяции» (последнее поколение звёзд, к которому в частности относится Солнце).

Таким образом, чем моложе звезда и сформировавшаяся вокруг неё планетарная система, тем выше будет в них содержание «тяжёлых» (тяжелее гелия) элементов, образовавшихся в ходе термоядерных реакций в предшествующих поколениях звёзд. Поэтому атомы не только железа, но и углерода, кислорода, кальция и других элементов нашего тела несомненно рождены в недрах древних (и уже погасших) звёзд. Как образно сказал астрофизик Карл Саган: «Азот наших ДНК, кальций наших зубов, железо нашей крови, углерод наших яблочных пирогов созданы в недрах сжимающихся звезд. Мы сотворены из звездной пыли».

Фото с сайта pixabay.com