Академпаттайя?

Идея радикально обновить  новосибирский Академгородок, как писали раньше, овладевает массами. Пока обсуждалось предложение прирезки областных земель к городу и организации отдельного Академического района, появилась иная  инициатива.

Замглавы Советского района Людмила Грохотова провела совещание, на котором выступила с презентацией Людмила Бескровных,  руководитель проектной компании «Гемини». «Средний уровень зарплат новосибирчан не очень высок, - констатировала она, - необходим приток инвестиций извне». В России реализуется Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в 2011-2018 гг.». На её средства, к примеру, будет развиваться туристическая инфраструктура Алтая – а чем мы хуже? «Это наши рабочие места, наши налоги, наши стимулы для развития!», - патетически высказался депутат областного Заксобрания Даниил Иванов.
Проект превращения Академгородка в туристический рай
Проект Людмилы Бескровных и ее коллег равно выделяется масштабом и оптимизмом. На территории Советского района они предложили создать туристически-рекреационный кластер из шести «ядер», пять из которых – в правобережной части. Количество отдельных объектов исчисляется сотнями. Всё, что изобретено человечеством по части отдыха, спорта и развлечений, должно появиться в этих самых ядрах. Кафе и рестораны, пейнтбол, кайтинг, серфинг (и остальные «-инги»), контактные зоопарки и аквапарки, просто парки на любой вкус и возраст… И гостиницы, гостиницы, гостиницы… Пока вокруг этажности одного отельчика в Академгородке разгорается сыр-бор, проектанты из «Гемини» нарисовали по нескольку гостиничных небоскрёбов на обоих берегах Обского моря. Точнее, на самом море – с опорой на искусственные полуострова, как в Дубае. А размах  пляжной индустрии заставил вспомнить Паттайю. Отрезок берега от пляжа «Звезда» до котельной обозначен как «ядро «Голубая долина» и должен одновременно вмещать 25.000 отдыхающих. Я попытался вообразить 25 мотострелковых полков,  плечом к плечу стоящих солдат – у меня не втиснулись. А по проекту всё срастается: вдоль шоссе построены стоянки, «люди паркуются и идут рассредотачиваться по объектам». В числе которых крытый плавательный бассейн  с трибунами, щедрая россыпь кафе и баров, причалы («здесь у нас всякие шумные яхты») и мне, рыболову со стажем,  не совсем понятный «спиннинг-клуб». Впрочем, для «Голубой долины» предусмотрено «многоцелевое поведение посетителей»: если среди «шумных яхт» не будет клёва, пойду кататься на картинге или просто в бар.

Крупнейшее же «ядро» под минимум дважды неоригинальным названием «Золотая долина» предложено создать к востоку от Академгородка, вплоть до самых Ключей и будущего обхода трассы М-52. По сравнению с этой долиной сочинский олимпстрой выглядит бледно. Тут предусмотрен и лыжный стадион, и конный, и круглогодичный каток, и огромный капитальный спорткомплекс,  а также кузница тренерских кадров - филиал петербургского Национального университета физкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта. Уверенная рука проектантов включила в состав «ядра» Центральный сибирский ботанический сад и музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН. Правда, их представителей на совещание не пригласили. Но группа поддержки собралась солидная: кроме депутатов и представителей мэрии, проект мегакурорта одобряет дирекция парка «У моря Обского», группа компаний «Неоком» и другие бизнесы, а также общественники из фонда «Академгородок», ландшафтного совета и других объединений. Некоторые, правда, высказывали сомнения касательно отелей-гигантов на пляже и других частностей. Но общий настрой был позитивным. Привлечём инвестиции, создадим рабочие места, построим туристический парадиз, какого в стране ещё не бывало!
Пример застройки
Вопрос о цене не вставал: её ещё предстоит рассчитать в самом-самом приблизительном виде. Удивило другое – отсутствие малейшего сомнения в ёмкости рынка. Все участники совещания были уверены, что десятки тысяч «въездных и внутренних туристов» валом повалят в Академгородок купаться, кататься на лыжах и гладить кота-манула  в контактном зоопарке. Тонус мероприятия к его концу всё больше и больше напоминал радужный настрой шахматной общественности города Васюки. В ход пошли обороты  «создание рабочих групп», «оргкомитет», «управляющая компания». Авторы ядерного кластера на одном из слайдов отметили «наличие профессиональной команды управления проектом». По моим наблюдениям, никто из присутствующих в этом не сомневался. «Если только захотеть, можно в Космос полететь».

И только одна-единственная общественница попыталась напомнить, что Академгородок для того  и построен в лесу на удалении от основного города, чтобы здесь было как раз малолюдно. «У нас научный центр, - сказала она, - а не туристический. Его главная задача – обеспечить учёных тишиной и спокойствием». Десятки тысяч «многоцелевых отдыхающих» в эту картину не то чтобы не вписываются – они ей противоречат. Развесёлый человеческий муравейник вроде Анталии или той же Паттайи, в принципе, можно вообразить хоть в Антарктиде. Но при чём  здесь наука, образование, инновации, новые технологии? В мире есть несовместимые занятия. И даже в крохотном Израиле ядерной физикой занимаются в Димоне, а развлекаются в Эйлате.

Общественницу дружным хором вернули из двадцатого века в наступивший 21-й: мол, учёные теперь не те романтичные ценители уединения, которым подавай тишину и белочек. Наша замечательная молодёжь, научно-инновационная,  дескать, очень даже любит шум-гам и всякий экстрим. И в клубе отжечь, и на кайте рассечь. И с большим удовольствием она вкусит из чаши развлечений вместе с десятками тысяч (ещё и ещё раз подчеркну этот математический порядок!) въездных и внутренних. Впрочем, молодых учёных на совещание тоже забыли пригласить.

Выйдя на серый морозец, я осмотрелся. На повороте в сторону Ключей воображение рисовало множество указателей на русском и английском. Со стороны моря из-за сосновых верхушек мысленно высились гигантские отели. Стряхнув наваждения, я увидел институты СО РАН: физики полупроводников, гидродинамики, археологии и этнографии… Нет, всё-таки Академгородок – это Академгородок. Вокруг Новосибирска есть множество других живописных территорий, где может развиваться туристический бизнес (опять же, в меру своей востребованности именно здесь, а не на Алтае или Байкале).

Так что  давайте-ка не будем горячиться с новой Паттайей. Хотя бы потому, что у нас другой климат.

Андрей Соболевский

Фото - из презентации проекта