Первый заместитель председателя СО РАН академик Павел Владимирович Логачёв ответил на ключевые вопросы: что такое «Академгородок 2.0» и каково его предназначение. Ответ номер один: «“Академгородок 2.0” — не здания, не отдельные научные объекты. Это общее будущее в нашем сознании… Мы стремимся к тому, чтобы здесь могли жить, творчески работать и совместно реализовывать свои планы люди разных поколений, разных научных и близких к науке отраслей — в связке с коллегами из Томска, Красноярска, Иркутска и других исследовательских центров». Ответ номер два: «Главным результатом должен стать рост экономики Сибири — такой, чтобы получаемая в макрорегионе добавленная стоимость умножилась в разы, а в дальнейшей перспективе — в десятки раз. Тогда будет расти качество жизни, у людей станут появляться принципиально новые возможности».
Павел Логачёв рассказал о нескольких крупнейших объектах научной инфраструктуры «Академгородка 2.0». Сибирский кольцевой источник фотонов — СКИФ, уже включенный в национальный проект «Наука», ученый назвал «установкой, объединяющей весь Академгородок». «Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН выступает здесь исполнителем ограниченной части работ, так же как для Дубны, Японии или CERN», — подчеркнул зампредседателя СО РАН.
Еще один элемент «Академгородка 2.0» вошел в другой нацпроект — «Здравоохранение». Это новый корпус Национального медицинского исследовательского центра им. Е.Н. Мешалкина. «У нас есть уникальная возможность развивать на этой площадке технологии лечения тяжелейших онкозаболеваний, — отметил П. В. Логачёв. — Речь идет о бор-нейтронзахватной терапии (БНЗТ), опытная установка действует у нас в ИЯФе, на ней мы отрабатываем технологию, затем сделаем машину для клиники Мешалкина. Вторая противораковая технология — это так называемая идеальная радиохирургия, с минимальной площадью облучения тканей пучками ионов углерода».
Участники обсуждения были воодушевлены прозвучавшим буквально за минуты до его начала ответом президента России Владимира Владимировича Путина на вопрос новосибирской журналистки о социальной инфраструктуре «Академгородка 2.0». «Я понимаю, что это очень важная составляющая всего процесса. Мы с руководителем региона, конечно, будем над этим работать», — сказал глава государства. И далее: «Если нужно будет дополнительно что-то сделать для решения социальных вопросов ученых, конечно, будем стараться это делать… Для Академгородка — будем думать. Если есть такая острая потребность в помощи из федерального центра — обсудим».
Впрочем, программа развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Академгородка уже согласована президиумом СО РАН и принята правительством Новосибирской области — из расчета на множественность источников бюджетного финансирования разных уровней. Так, в нацпроекте «Комфортные и безопасные дороги» предусмотрена реконструкция трассы от начала Красного проспекта до городской черты Бердска с новыми развязками у пересадочного узла «Речной вокзал», в Матвеевке и на трех въездах в Академгородок: проспекте Строителей, улице Русской и Морском проспекте. «Цель обновления Бердского шоссе — сделать его магистралью с гарантированно непрерывным движением в любое время суток», — отметил заместитель главы администрации Советского района Александр Павлович Кулаев.
Другими перспективными дорогами он обозначил восточную параллель проспекта Лаврентьева, соединение новыми проездами улиц Кутателадзе и Арбузова, поселков Ключи и Каинская Заимка, наукограда Кольцово и возводимой возле него установки СКИФ. При этом, как отметил председатель общественного объединения «Дороги» Лев Абрамович Шепелянский, нельзя допустить сброса транзитного потока со строящегося (правда, работы заморожены) Восточного обхода на Бердское шоссе через жилые зоны. Для этого нужно поменять очередность прокладки участков магистрали вокруг Новосибирска: после первого, по плану, этапа, приступить к третьему и четвертому, таким образом сначала полностью завершив объезд Академгородка.
Два проекта «Академгородка 2.0» являются одновременно и научно-технологическими, и социальными. Первый из них связан с комплексной утилизацией отходов на полигоне ФГУП «ЖКХ ННЦ» и основан на разработках Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН. На недавнем заседании президиума Сибирского отделения он был признан достаточно проработанным: есть соглашение о консорциуме с индустриальными партнерами, разработано технико-экономическое обоснование. Второй проект такого рода относится к развитию Центрального сибирского ботанического сада СО РАН. «Это не только серьезное научное учреждение, но и рекреация, любимое многими место отдыха», — напомнила депутат новосибирского Горсовета Наталья Ивановна Пинус. Она предложила включить в социально-инфраструктурный блок «Академгородка 2.0» отдельную комплексную программу по восстановлению рекреационного потенциала всех зеленых массивов научного центра, подкрепленную обособленным финансированием.
Руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Николаевич Люлько поделился планами переноса в Академгородок инноваций, опробованных в других районах города. В частности, речь шла о распространении на лицей № 130 имени М.А. Лаврентьева и гимназию «Горностай» проекта «умная школа» с роботизированным контролем за системами безопасности и жизнеобеспечения, дающим экономический эффект около 30 %. На улицах Академгородка могут появиться «умные остановки» с бесплатным Wi-Fi, подзарядкой мобильных устройств и интерактивным подсказчиком маршрутов, в больницах — интеллектуальная регистратура, принимающая одновременно до 10 000 обращений. Тему, поднятую Натальей Пинус, чиновник предложил обсудить на специальной секции «Леса и водоемы» форума «Городские технологии» весной 2019 года.
Если спрашивавшая Владимира Путина журналистка заострила внимание на жилищном вопросе, то участники обсуждения в Академгородке — на том, где и как этот вопрос решается. «Раз за разом к властям обращаются застройщики и просят разрешение на возведение жилых комплексов якобы для нуждающейся научной молодежи, — акцентировал депутат Законодательного собрания Новосибирской области академик Николай Петрович Похиленко, — а в результате мы получаем точечную застройку многоэтажной коммерческой недвижимостью».
Коренной проблемой было признано то, что социально-инфраструктурный блок «Академгородка 2.0» является перечнем отдельных объектов (безусловно, нужных и давно востребованных), но не единым градостроительным комплексом. Председатель Ландшафтного совета Советского района Антон Германович Колонин напомнил: «Изначально Академгородок планировался в соответствии с тремя принципами: несовместимости жилых и производственных зон, разделения микрорайонов зелеными массивами и возможности проехать из одной точки в другую минимум двумя маршрутами». «Все эти принципы были нарушены, что усугубилось взрывным ростом использования личного транспорта», — констатировал общественник.
Заместитель председателя СО РАН по организационному развитию Иван Валентинович Благодырь заострил вопрос об отсутствии актуального генерального плана Новосибирска (и конкретно южной его части), который отражал бы зонирование территорий «Академгородка 2.0». «Генплан города, принятый в 2007 году, устарел уже в момент своего появления, не говоря о реалиях сегодняшнего дня, — сказал И. Благодырь. — Сегодня требуется новый документ, строго ориентированный на приоритеты развития науки и технологий, на создание комфортной среды обитания в “Академгородке 2.0“. Первый вариант проекта обновленного генплана, подготовленный с этой целью областным министерством строительства, не устроил Сибирское отделение РАН, не поддержала его и мэрия Новосибирска. А между тем, именно территориальное планирование должно стать законом, на котором основаны все градостроительные решения, большие и малые».
«Прежде чем говорить о будущем, нужно нормализовать настоящее», — эти слова академика Н.П. Похиленко стали общим выводом дискуссии.
Андрей Соболевский
Фото Юлии Поздняковой