Не столь давно я слушал отчёты региональных и городских депутатов от новосибирского Академгородка. Один из них, типичный единоросс-производственник, рассказывал о том, как он искал танк для памятника к 70-летию Победы. Дошел до заместителя Шойгу, но мемориальную машину выбил. И какую же именно? «Тридцатьчетверку», «Иосиф Сталин»? Ленд-лизовский «Шерман»? Не угадали. Для монумента на набережной возле ОбьГЭС депутат получил БМП-1. То есть вовсе не танк и не военной поры.
Ладно. БМП, по крайней мере, отечественная. Но вот натыкаюсь в Интернете на фото патриотической аэрографии в стиле «Спасибо деду за Победу!». Весь борт автомобиля занимает самолет. Да, времен Второй мировой. Только это немецкий «Юнкерс-87», он же «штука» (от sturzkampfflugzeug, пикировщик), ставший символом блицкрига и люто ненавидимый союзниками. В том числе и тем самым дедом, которому спасибо.
Ещё раз ладно. Оставим безграмотность на совести гаражного умельца и его клиента. Но когда страна праздновала предыдущие годовщины Победы, то по городам и весям порой развешивали наглядную агитацию с не менее вопиющими ляпами. Почему-то рекламных дел мастера полюбили вместо изображений красноармейцев размещать знаменитый снимок Джо Розенталя, на котором американские морпехи водружают флаг над островом Иводзима. Союзники, конечно, молодцы. Но коль скоро это праздник нашей страны, то логичнее смотрелся бы не менее известный кадр Евгения Халдея с советскими солдатами и знаменем над Рейхстагом.
Но это ещё полбеды. Некоторая патриотически ориентированная продукция вообще содержит изображения противников. Не экзотических и трудно распознаваемых, вроде румынских каларашей или итальянских берсальеров. Нет, на плакатах в честь нашей победы мы видим ребяток, которых ни с кем не спутаешь. «А перед нами всё цветёт, за нами всё горит». Фото немецких солдат рядом с советскими орденами, георгиевскими ленточками и победными лозунгами. Мимо такого спокойно пройдёт лишь тот, кто не видел ни одного фильма про войну. Даже голливудского.
Впору заподозрить какой-нибудь заговор. Но наша традиционная халатность куда страшнее ИГИЛ и Аль-Каеды вместе взятых. Вот мэрия города N объявляет конкурс. Его выигрывает рекламное агентство. Возможно, в честной конкурентной борьбе, запросив наименьшую цену. За работу берется молодой дизайнер, которому что Курская битва, что Куликовская — всё едино. Собранный макет посылают в мэрию. Он попадает на стол к чиновнику вместе с десятками других бумаг, которые тот подмахивает, не глядя. Вот и соседствуют панцергренадеры Вермахта с очередным «спасибо деду…».
В связи и не в связи с реформой РАН слышатся разговоры об экспертизе. Но экспертировать предполагается нечто крупномасштабное, вроде трансокеанского газопровода или полёта на Марс. Между тем, в каждом регионе наличествует если не гуманитарный академический институт, то вуз или, как минимум, факультет. И в Туве, и на Чукотке есть, кому показать макет. Специалисту, а не чиновнику. Точнее, сначала первому, а затем второму. Про всю Россию судить не стану, но глава любого сибирского региона или муниципалитета вправе распорядиться: любую, вплоть до школьных тетрадок, продукцию исторического содержания направлять на предварительную экспертизу. Тогда за последующие согласования не придётся краснеть.
Автор этих строк по образованию историк. И поэтому не приемлет сакрализации и идеологизации истории (хотя с самого верха поступают именно такое сигналы). На Малой Земле в 1943 году действительно была страшная битва, но в контексте повсеместного штудирования мемуаров дорогого Леонида Ильича Брежнева это сражение изначально казалось искусственно масштабированным, а подвиги — преувеличенными. История как наука чужда конъюнктуре, она любит тишину. И точность. Дважды два — ровно четыре, а не 3,999 или 4,111. Если войну выиграл Советский Союз — извольте дать адекватное изображение победителей, а не побеждённых или ещё кого. Во-первых, это не трудно. Во-вторых, небрежность может оскорбить чувства. А главное, именно с пренебрежения фактами (пусть малыми, но очевидными) начинается путь к паранауке. К фолк-хистори, в которой Гитлер скрывается в джунглях Амазонии (или на секретной базе в антарктическом леднике), а смершевцам помогают инопланетяне.
P.S. Из серии «вопрос знатокам». На аверсе медалей «За победу над Германией» и «За победу над Японией» размещался профиль И.В. Сталина. В чем было различие изображений? За правильный ответ — георгиевская ленточка.
Андрей Соболевский
Фото: Feldgrau.info